Похоже, что в условиях кризиса при ответе на вопрос «Что важнее: права граждан, закрепленные в Конституции, или бюджетная экономия?» все чаще будет перевешивать последняя. За необходимостью общего секвестирования государственных расходов легко потерять или спрятать важнейшую функцию государства — удовлетворять потребности граждан, а попросту говоря, заботиться о людях.
Так, в приказе Министерства образования Карелии (№ 302 от 27 февраля 2015 г.), предусматривающем реализацию плана мероприятий по сокращению бюджетных расходов, помимо прочего, появился пункт 20.6.17 — «перевод обучающихся Валаамской ООШ в другие общеобразовательные организации». На практике это и означает закрытие школы, а следовательно, и увольнение учителей и сложности с устройством учеников в другие школы, ведь до ближайшей — 40 километров, и не по дороге, а по воде.
Заявленная причина закрытия — отсутствие учеников на следующий учебный год. Однако учителя и родители школьников эту информацию опровергли, заявив, что кто-то намеренно вводит республиканское Министерство образования в заблуждение. Главный вопрос — кто? В ситуации разбирался корреспондент «7х7».
Ровесница советского Валаама
Валаамская общеобразовательная школа — ровесница советского Валаама, основана в 1946 году, одновременно с началом активного экономического освоения острова после вхождения Ладожской Карелии в состав СССР (до этого остров входил в состав Финляндии). Начальная школа была открыта в 1945 году, одновременно с организацией подсобного хозяйства Питкярантского завода. Тогда на острове проживало не более ста человек.
Однако уже к концу 1940-х годов население острова многократно увеличилось: бывшие финские территории активно заселялись людьми из южных регионов Советского Союза, которые сильнее других пострадали во время войны. А в начале 1950-х годов на Валааме организовали Дом инвалидов. Его пациентами стали около тысячи человек, и не меньше трехсот насчитывал медперсонал.
Вскоре на острове стали появляться туристы и скромная сфера обслуживания, а в 1979 году был создан государственный музей-заповедник. Через пять лет Дом инвалидов перевели на материк, а еще через пять на территории Валаама был вновь открыт Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Примерно с этого момента и начинается постепенное вытеснение, выживание и перемещение светского населения и светских организаций со «святого острова» на материк.
Остров не резиновый…
Местные жители вспоминают, что на первых собраниях, где обсуждались вопросы отношений с новым, таинственным для многих «соседом», большинство голосовало за передачу части имущества монастырю, ведь все «надеялись на мирное добрососедство». Но постепенно стало ясно, что РПЦ своего не упустит: и власти, и новое российское законодательство всячески благоволили передаче зданий и помещений, которые ранее использовались в религиозных целях, на баланс монастыря. Естественно, безвозмездно.
Монастырь, в свою очередь, использует все возможные средства для того, чтобы на острове постоянного светского населения, не «привязанного» к монастырю и обладающего собственным жильем, осталось как можно меньше. Сегодня там живет лишь около 150 человек с «островной» пропиской, хотя в конце 1980-х годов, к моменту «возвращения» монастыря, на Валааме было прописано почти 600 человек. Так, на монастырские деньги в ближайшем городе Сортавала было построено несколько жилых домов, куда бесплатно переселяли светских жителей. Некоторым были выданы средства на покупку жилья в других местах. А тех, кто не соглашался и не соглашается выселяться добровольно, стараются выселить принудительно. Некоторые из подобных валаамских историй широко известны, другие свершились тайно, третьи — продолжаются до сих пор.
Люди борются за свои конституционные права, однако монастырь находится в другой «весовой категории», и результатом противостояния становится постепенное исчезновение светского населения, а вместе с ним — и социальной инфраструктуры, рассчитанной на обслуживание местных жителей. На острове уже нет ни детского сада, ни библиотеки, ни больницы; практически не оказывает медицинской помощи и фельдшерский пункт. А еще раньше, в 1992 году, был закрыт государственный музей-заповедник, утрачено сразу более 80 рабочих мест.
Зимой, когда почти нет туристов, поселковая жизнь как будто замирает, и все гадают: не растает ли с весенней оттепелью еще что-то светское и не поедут ли с началом навигации на материк новые переселенцы.
Нынешней весной, как становится ясно, тают шансы и на то, что 1 сентября в валаамской школе будут отмечать День знаний.
Эвтаназия по ложному диагнозу
Похоже, валаамская школа оказалась, что называется, между молотом и наковальней. С одной стороны, монастырь уже четверть века создает все условия для того, чтобы государственные услуги попросту некому было оказывать. С другой — государство и органы местного самоуправления отстраняются от решения проблем отдаленного населенного пункта. В середине 2000-х годов Валаам потерял статус поселка, став частью города Сортавала (это за 40 км от острова), лишившись возможности самостоятельно бороться за жизнь, а теперь местные власти прилагают, кажется, все усилия для того, чтобы снять с небогатого бюджета «бремя» социальных гарантий для островитян. И школа — всего лишь очередная операция по отключению поселкового «организма» от «систем жизнеобеспечения».
По мнению администрации Сортавальского муниципального района, имеются веские основания для закрытия школы. Но все обстоятельства «диагноза» на поверку оказываются если не ложными, то как минимум не доказанными.
Во-первых, местные чиновники указывают на отсутствие в школе учеников. Мол, из 14 школьников в следующем учебном году останется лишь четверо, да и те — из одной семьи, которую собираются переселить на материк. Местные жители на это резонно отвечают, что детей школьного возраста на острове на 1 сентября останется больше, причем значительно: четыре ребенка постоянно прописаны на острове, еще у шести ребят временная регистрация, но родители живут и работают на острове постоянно. Да и многодетная семья никуда переезжать не собирается. Таким образом, в школе должны обучаться все те же 14 детей. Вот и задают родители вопрос министру образования Карелии: «Каким образом будет обеспечен доступ наших детей к образовательным ресурсам, если школьная библиотека прекратит существование, интернет-связь не устойчива, а других образовательных учреждений поблизости нет?»
Во-вторых, администрация района ссылается на отсутствие помещения для школы. Действительно, «Зимняя гостиница», на одном из этажей которой и учатся дети — одно из последних «церковных» зданий на острове, где проживают светские жители и располагаются светские организации — готовится к реконструкции. И в адрес сортавальской администрации якобы уже поступило обращение епископа Панкратия, игумена Валаамского монастыря, об освобождении помещений к началу нового учебного года. Хотя, по утверждениям историков, гостиница отношения к церкви не имеет, в обрядовых целях не использовалась и всегда была светским зданием.
В свою очередь, родители настаивают на том, что на острове достаточно подходящих помещений для организации образовательного процесса, и даже называются конкретные варианты. Например, так называемый «флотский домик», расположенный через дорогу от «Зимней гостиницы». И настаивают на том, чтобы эти варианты с ними обсуждались.
***
В сухом остатке — желание людей жить на острове, который для старшего поколения стал «малой родиной», а для младшего остается единственным родным местом, сталкивается со стремлением монастыря получить дополнительное жизненное пространство и с нежеланием местной администрации решать проблемы жителей Валаама с учетом мнения самих людей, а не в пользу муниципального бюджета.
Кстати, по данному конкретному вопросу местные жители предъявляют претензии скорее к местным и региональным властям, чем к монастырю, признавая, что без помощи последнего школа не смогла бы нормально работать: «Глобально у монастыря есть цель выселить школу, но при этом монастырь, например, дает со своего склада продукты в школу — крупы, сахарный песок, овощи. Даром. Привозит дрова (в школе печное отопление), выделяет деньги на подарки (рождественские, пасхальные) для детей острова, дает средства на постановки местного клуба, иногда оплачивает гастрольные поездки вокального ансамбля «ВалАанс», детского театра и летний отдых — несколько раз за последние годы дети ездили на море. Но при этом дикое давление со стороны руководства монастыря на выселение. А дети ведь чувствуют эту двойственность, понимают…», — подытоживает в разговоре с корреспондентом «7х7» одна из местных жительниц.
Однако люди продолжают бороться и надеяться на то, что удастся убедить вышестоящее начальство от образования в том, что школа, богатая традициями, должна жить. Учителя монтируют трогательные ролики о школьном прошлом, ведут блог и группу в социальной сети, где описывают прекрасные достижения — учебные и творческие — нынешних школьников. И надеются на то, что 1 сентября 2015 года, в год 70-летнего юбилея, школа вновь распахнет свои двери для ребят. И не важно, в каком помещении…
* * *
Похоже, усилия учителей и родителей не пропали даром. Накануне на Валааме побывала рабочая группа с целью разобраться в ситуации на месте, поговорить с жителями острова и учителями. Итоги визита корреспонденту «7х7» озвучила Елизавета Ткачёва, заместитель главы администрации Сортавальского района по социальной политике:
— Я не видела приказ Министерства образования, слышу первый раз от вас сейчас. Знаю одно — решение об образовательном процессе принимает учредитель. А им на сегодняшний день является не Министерство образования, а администрация Сортавальского муниципального района, — рассказала Елизавета Ткачёва. — На сегодняшний день вопрос о ликвидации образовательного процесса не стоит на острове Валаам. Сейчас нам предстоит поработать над новой образовательной программой, поскольку мы понимаем, что в ряде классов учится по одному человеку, и начальная школа будет объединенная. Сами родители должны окончательно определиться — кто уезжает на материк, а кто остается на острове в связи с закрытием зимней гостиницы на реставрацию. Так что мы пока не знаем, сколько человек со школьниками останется на Валааме к 1 сентября. Но образовательный процесс на острове сохранится. Мы нашли предварительно помещение, куда можно перевести школу. Но его нужно подготовить, чтобы оно соответствовало всем санитарным правилам. Цели и задачи нам ясны.
Вопрос сколько останется родителей на острове после реставрации " Зимней гостиницы" решается просто- считаются заявления на переселение). Надо поднимать вопрос о возможности расселения внутри Валаама - это то, что было определено еше Постановлением ВС Карелии от 1991 года. Там была зафиксирована здравая мысль, что жители добровольно переезжают на материк, и только освободившиеся помещения передаются в пользование или в собственность монастырю.
Похоже, усилий родителей против Системы недостаточно. Уже взялись за сокращение детей на острове - с родителями, работающими в монастыре , начаты беседы на тему отъезда или,по крайней мере, отправления детей к родственникам на материк, если не хочется потерять работу на острове. Собираются сносить школьный огород - говорят, игумену не нравиться внешний вид заборчика...
Если период без МОНО называют " мерзость запустения", то сегодняшним днём на Валааме организована "духовная" помойка. Явны только тени от крестов.