Открытие центра приурочили ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Главными гостями в этот день стали дети и их родители. В центре показали новые игрушки, развивающие пособия, гамак и главное приобретение — гончарный круг и печь для обжига.
«Творческий центр для особых детей» стал продолжением проекта «Играем вместе» Натальи Никулиной. Год назад Наталья, педагог дополнительного образования, мама мальчика Стёпы с диагнозом аутизм, получила грант карельского министерства здравоохранения и открыла в здании эколого-биологического центра игровую комнату для детей с проблемами коммуникации. За год проект сплотил несколько десятков семей, воспитывающих аутичных детей.
Новое помещение Наталье Никулиной выделил детский юношеский центр города абсолютно бесплатно: ни за аренду, ни за коммунальные услуги платить не придется. А выданный в конце прошлого года очередной грант от минздрава Карелии позволил закупить новые пособия и материалы для ремонта. Все работы делали сами родители на «трудовых десантах»: красили и расписывали стены, белили потолок, перевозили вещи из прежнего помещения.
В новом центре соседствуют игровые и творческие зоны, есть уголок природы и место для отдыха. В ближайшее время родители мечтают устраивать киносеансы для детей, ведь ходить в обычный кинотеатр с аутичным ребенком практически невозможно.
О планах на работу центра корреспонденту «7х7» рассказала руководитель проекта «Играем вместе» и «Творческого центра для особых детей» Наталья Никулина.
— В чем принципиальная разница между прежней игровой комнатой и новым центром? Кроме того, что вы переехали в новое помещение, конечно.
— Мы решили превратить комнату в центр, чтобы были разноплановые возможности для развития детей — здесь у нас и творческое, и интеллектуальное направление. Но творческое направление станет главным. Мы поняли, что творчество объединяет и здоровых, и особенных детей, а еще дает возможность аутичным детям проявить себя.
— Как новое направление повлияет на работу центра?
— Теперь к нам будут приходить арт-терапевты. Ольга Калмыкова уже проводила занятия с родителями. По ее мнению, родители должны первыми понять, как будет проходить работа по арт-терапии. В центре Ольга продолжит уже занятия родителей вместе с детьми. Но в будущем взрослые должны научиться заниматься со своими детьми самостоятельно, без помощи педагога. Конечно, мы продолжим работу и с другими терапевтами, а также всегда открыты для добровольцев. Мы рады тем, кто приходит к нам с идеями, кто захочет провести открытые занятия, например. Такие занятия и усилия добровольцев не проходят просто так, это дает толчок новому развитию.
— Сколько родителей уже вовлечены в ваши проекты?
— Человек 20 — это такая уже сплотившаяся группа, еще столько же постоянно бывает вокруг. Мы направлены на развитие родительской активности, потому что большую часть ребенок получает от семьи. И родителям нужно помогать преодолеть депрессию, связанную с появлением особого ребенка в семье. А как это сделать? — найти соратников, которые помогут советами и даже морально поддержат. И здесь мы больше хотим, чтобы родители развивали свою активность в работе с детьми. К нам уже начали приезжать родители с районов. Мы в прошлом проекте распечатали буклеты «Аутисты — особые дети», их распространяют в психоневрологическом центре. И к нам уже не раз приезжали родители из Сегежи, Олонца. Это здорово. Я уверена, что наши проекты помогают создать родительское сообщество, которое заинтересовано в развитии своих детей, которое совместными усилиями готово двигать их дальше.
— Будут ли другие проекты? Планируете ли подавать заявки на новые гранты?
— Планов очень много. Например, мы хотим развить еще и физическое направление в центре, помимо творческого и интеллектуального. Я рада, что карельское министерство здравоохранения поддерживает программу «Доступная среда» и наши идеи. Буквально на прошлой неделе мы еще один проект выиграли—летом проведем выездной лагерь для детей-аутистов. Мы планируем, что это будет интенсивные курс, в течение недели педагоги будут с ними заниматься. Мы поедем впервые, и это будет такая проба — посмотрим, как будут чувствовать себя дети, насколько эффективными будут занятия.
— Как будете жить, если финансовая поддержка прекратится?
— Будем работать сами. У нас есть хорошая база, поэтому теперь не пропадем. Например, сейчас из-за подскочивших цен у нас не хватило денег на стулья для центра, но родители сами принесли по стулу, а мы просто сошьем одинаковые чехлы. Но если бы не было сейчас того, что мы нажили, это бы значительно снизило наши возможности, и количество приходящих человек было бы гораздо меньше. Мы бы, конечно, общались, поддерживали друг друга, но возможностей для развития детей было бы гораздо меньше. Может, мы даже нашли бы и помещение, но оно было бы менее привлекательное для детей и родителей. А технические возможности раскрывают новое поле для деятельности, привлекают новых людей, специалистов.
— Ваш творческий центр создан для аутичных детей. Можно ли привести в центр здорового ребенка?
— Конечно. Это то, о чем мы мечтаем. Мы стали часто вообще убирать эту фразу — «для особых детей», чтобы показать, что мы открыты для всех. Но родители, которые будут сюда приводить своих деток, должны понимать, что здесь главное — доброжелательность ко всем, толерантное отношение ко всем особенностям наших детей.