«7x7» продолжает мини-проект, в рамках которого читатели и блогеры интернет-журнала высказываются на тему «Патриотизм в массы: любовь к Родине или лояльность власти?».
В последнее время государство принимает серьезные усилия, чтобы поднять патриотический настрой у жителей страны. В разных городах проходят митинги, шествия, разъяснительные беседы, концерты и другие мероприятия. Вместе с тем либеральная часть общества отмечает, что сейчас в России значение слова «патриотизм» изменилось. Многие воспринимают его как выражение лояльности нынешней власти: «если не поддерживаешь решения президента (Кремля, губернатора, мэра), значит, ты пятая колонна и нацпредатель».
Журналисты «7х7» попросили экспертов высказаться, к какой точке зрения они ближе и почему. В течение рабочей недели на сайте будут публиковаться различные мнения. Интернет-журнал предлагает своим читателям прокомментировать их или написать отдельный пост в своем блоге.
Константин Рубахин, лидер движения «В защиту Хопра», Воронеж:
Патриотизм, Родина, власть… Хочется уйти от слов, значения которых разворовываются с таким же энтузиазмом, как наша Родина сегодняшней властью под прикрытием патриотизма.
Уйти в конкретные примеры. Для этого стоит снизить регистр и посмотреть на конкретную родину каждого из нас.
Воронежская область, Прихоперье. Люди, практически поголовно выступившие против захватчиков их земли. Захватчиков в пользу тех стран, которых обвиняют во вражде с Россией. Захватчиков, которые, если разобраться, и есть власть, так как формальная администрация просто исполняет их волю. Только почему-то захватчики сами называют протестующих «агентами Запада» и пятой колонной.
Путин встречается с Бокаревым, который вместе с Искандером Махмудовым совладеет УГМК, Трансмашхолдингом и еще кучей предприятий, они патриотично обсуждают развитие всего, чем владеют. А потом Трансмашхолдинг получает в 2014 году около 250 миллиардов рублей по конкурсу, который проводит их же бывший партнер и креатура — Максим Ликсутов. В интересантах — опять же западные компании, владеющие Трансмашхолдингом на 100%.
А люди, которые отстаивают свою землю, называются у нас пятой колонной.
Дальше больше. Вот хороший пример из хоперского конфликта. Власть использует некоторых местных националистов (даже национал-социалистов), которые выходят с плакатами в защиту разработок никеля на Хопре. Считаем парадоксы: национал-социалисты выступают в поддержку офшорного олигарха Искандера Махмудова и его компании, которая подавляет местных жителей в пользу экспорта металлов из России. Если добавить, что эти же националисты нередко пополняют ряды добровольцев в ДНР и стреляют там по славянам, то задымится даже самый надежный робот.
А пропаганда и обрабатываемое население ничего — живет и делает понимающий вид, когда людей, борющихся за страну, называют предателями, а подельников, воров, миллиардами выкачивающих деньги из России, — патриотами.
В стране политических парадоксов мы привыкли к радикальному отличию формы от содержания: когда левая идеология 70 лет была государственной и постепенно превратилась в свою противоположность, самые замшелые консерваторы воспевали революцию.
Мария Середа, специалист по маркетингу и коммуникациям в некоммерческом секторе, Рязань:
Как дура, без шарфика.
Начинать думать о патриотизме можно, например, с даты. Почему меня попросили написать эссе о любви к родине именно к 23 февраля? Допустим, потому что любить отечество — значит, быть готовым встать на его защиту: мы готовы драться, защищая тех, кого любим. Родину — от врага, девушку — от хулигана, ребенка — от нападающей собаки. Но при этом символами любви мужчины к женщине остаются голуби, сердечки и розочки, а не бейсбольная бита и кастет. Любовь мужчины к женщине обозначает, помимо готовности дать в морду хулигану, заботу, поддержку, кофе в постель, кидаться попкорном и прочее. Почему любовь к родине — это, в первую очередь, про дать в морду?
Явления человеческого мира параллельно существуют в двух режимах — в режиме физическом, связанном с телом, инстинктами, кровью, потом, страхом смерти и желанием выжить. И в режиме метафизическом, связанном с любовью, самопожертвованием, красотой, поисками смысла и попыткой прикоснуться к чему-то более значимому, чем ты сам. Любовь к родине, безусловно, относится ко второму, метафизическому режиму.
Чем отчетливее проявляется режим пота, крови и страха, тем сильнее нам приходится раскручивать и раздувать параллельную реальность вещей — высшие смыслы. Поэтому жарче всего мы клянемся в любви после ссор и измен, с Богом разговариваем на кладбищах, а о патриотизме говорим перед войной. Война, лишенная своей метафизической части (подпитываемой патриотическими стихами, фильмами, парадами и легендами о героях), оказалась бы очень странным и уродливым занятием — соревнованием по массовому разрушению человеческих тел.
Любовь к родине, как и все человеческое в нас, — это искусственная конструкция. Одна из тех прекрасных, великих и удивительных искусственных конструкций, которые делают нас людьми.
Мои чувства по отношению к трудноопределимой субстанции под названием «родина» менялись неоднократно, как у каждого нормального человека. Меня тошнило от березонек, рябинушек и прочего навязанного школой кича. Я полчаса стояла перед «Демоном поверженным» Врубеля. Я, засыпая, представляла себя женой декабриста. Я произносила «I’m Russian» и с вызовом, и с удовольствием, и с опаской. Я плакала, читая новости. Я помогала тушить горящие мещерские леса. Я размышляла над тем, способна ли я, гипотетически, кого-нибудь убить, чтобы кончилась война в Чечне. Я ненавидела родину — или как минимум тех, кто действовал от ее имени. Я искала страну, в которой люди были бы более похожими на меня, чем в России, и не находила.
Наверное, вся эта мешанина из убеждений и чувств и называется любовью человека к родине. Если любовь человека к человеку такая сложная штука, с чего мы взяли, что любовь человека к родине должна быть простой и складной, как картинка в букваре? Но если любовь к родине сложна и многослойна, то патриотизм, которого ждет от нас государство 23 февраля — это не про любовь, а про верность. Прославляя готовность мужчины стрелять во имя родины, мы прославляем вовсе не прекрасные и сложные чувства, одолевающие его во время прочтения «Доктора Живаго», а верность государству. Все, что государству нужно – это готовность мужчины отречься от самого себя, выполняя приказ. К Пастернаку и березонькам эта готовность имеет весьма условное отношение.
Верность государству — пустая оболочка, которая подпитывается важными для нас смыслами, как воздушный шар — горячим воздухом.
Мужчина, защищающий семью. Бабушка, голодавшая в 41-м. Вечный огонь в память о погибших. Радость матерей, дождавшихся детей с войны. Горе не дождавшихся. Готовность ученого погибнуть, исследуя неизведанное. Все это — важнейшие смыслы, прикасаясь к которым мы становимся людьми.
От этих смыслов государство (любое, не только наше) подпитывает аккумуляторы патриотизма, чтобы в дальнейшем применять их для практически чего угодно. Не нужно быть гением маркетинга, чтобы увидеть, как это работает. Возможно, кому-то повезло быть гражданином государства, которое никогда и ни при каких обстоятельствах не использует эту батарейку для сомнительных целей. Но, к сожалению, не мне.
Один знакомый патриот, горячий сторонник правящей партии, объяснил мне один раз, как работает его отношение к родине. Я спросила, что с ним происходит, когда его родина творит фигню, — может же такое быть, что государство, даже такое прекрасное, как у нас, совершит что-нибудь, что будет расходиться с его представлениями о разумном и правильном? Патриот, который был, к тому же, страстный футбольный фанат, ответил, что это как на матче: если косячит команда соперника, ты кричишь и свистишь. Если косячит твоя — ты молчишь, надеясь, что судья не заметит. Все для победы.
Я не могу так, чтобы «все для победы». Я не могу клясться в верности огромной, непрозрачной, неподконтрольной организации, принимающей непредсказуемые решения. Если я присягну ей в верности, вся совершенная ею хрень будет на моей совести, а я к этому не готова.
Смыслы, ради которых люди брали в руки оружие, менялись неоднократно на протяжении истории. Мы уже вроде бы усвоили, что не очень круто драться за самый сочный кусок задницы мамонта, за территорию соседнего племени, за подавление бунта в колониях, за гроб господень и за короля. Собственно, человечество на протяжении истории отметало сущности, оказавшиеся недостаточно важными, чтобы ради них отрекаться от самого себя и убивать других. И мне кажется, что «интересы родины» — следующая на очереди сущность в этой цепочке.
Почему нужно клясться в верности некоторому куску территории — а не миру? Почему нужно любить обладателей определенного гражданства, а не человечество? Почему кровь соотечественников должна вызывать в нас больше негодования, чем кровь любого человека на земле? Если ни одно государство мира не способно защищать именно тот пучок смыслов, которые лично я для себя назначила главными (свободу, терпимость, честность, солидарность, вот это все) — какое отношение имеют интересы государств ко мне?
Все это, в конечном счете, про личную ответственность. Я бы, пожалуй, не возражала, если бы мир был устроен так же логично, как футбольный матч. Я бы с радостью была диванным патриотом — намотала бы на шею шарфик красного или зеленого цвета, запаслась попкорном и кричала бы «Гол!», «Судью на мыло!», «Крым наш!», или наоборот, «Слава Украине». А если бы нужно было идти стрелять, — шла бы, точно зная, в шарфик какого цвета мне нужно целиться. Но мир сложнее, чем футбол, и я уже никогда не смогу выбрать, за какую команду болеть. Так и буду сидеть одна, как дура, без шарфика, ни державе, ни царю, ни Богу, ни политтехнологам не доверяя принимать решения о моих смыслах. Для меня эпоха патриотизма, кажется, закончилась.
* * *
В понедельник было опубликованы мнения координатора кировской ячейки движения «Суть времени» Андрея Мозжевитинова из Кирова и журналиста и блогера Михаила Винокурова из Йошкар-Олы.
О каком патриотизме можно говорить под власовским флагом?
о патриотизме визжат те - кто устанавливает в России памятники генералу Краснову , руководившему карательным казачьим корпусом СС на оккупированной гитлеровцами территории СССР.
Мария Середа - отличный, умный и искренний текст.
Респект, снимаю шляпу.
Наверно Бог наказал Россию. Потому что патриотами в ней из века в век могут быть только те, кто против власти. Власть извечно воюет с народом. А народ любит свою Родину, несмотря на то, что власти - государство, всячески пытаются помешать этому. Пытаясь отождествлять понятия Родина и государство.
Примерчик извольте, господин троллль...