Старый советский фильм «Третья Мещанская» был показан в рамках XXV Международного кинофестиваля в Тромсё, который завершил свою работу 17 января. Его главный приз достался картине «Малыш Кенкен» французского режиссера Брюно Дюмона. Российская лента Андрея Звягинцева «Левиафан», несмотря на полные зрительские залы, кинокритиками была принята равнодушно. Кино, получившее скандальную известность у себя на родине, осталось без наград.
На фестивале был организован специальный показ черно-белой картины «Третья Мещанская» 1927 года. В свое время в разных странах Европы фильм шел в прокате под названием «Трое в подвале», а в Германии его окрестили как «Кровать и софа».
Основной сюжет строится вокруг любовного треугольника: рабочий парень Николай живет со своей женой Людмилой и однажды приводит домой бывшего сослуживца Владимира, который, приехав в Москву, искал приют. Так они и зажили втроем в подвальной комнате на улице «Третья Мещанская». Николая через некоторое время отправляют в служебную командировку, и спустя пару дней Владимир «занимает его место на супружеском ложе».
Оригинальный саундтрэк к «Третьей Мещанской» был сочинен буквально за три дня. В роли таперов выступили профессиональные джазовые российские и норвежские музыканты. Подобный эксперимент стал уже традицией международного кинофестиваля. Из года в год организаторы фестиваля привлекают к озвучке раритетных фильмов различных музыкантов, по принципу 50/50 — 2 человека, как правило, — поданные Северного Королевства, еще двое — из России.
— То, что происходит на сцене: это союз абсолютно равноправных композиторов. И самое важное, что мы стилистически услышали друг друга. И может быть, сам фильм нас подталкивал к тому, что у нас все так стилистически сошлось. Могла бы быть проблема: если мы по-разному увидели все эти образы, но все совпало. В фильме гениальная игра актеров, и ты нигде не ловишь себя на мысли, что что-то там не так: что-то затянуто драматургически… Мне кажется, что даже без музыки этот фильм можно смотреть, и это будет интересно, — рассказал выпускник Ленинградской консерватории, ключевая фигура джазового сообщества, композитор и пианист Андрей Кондаков.
Второй музыкант из России — Владимир Волков. Отец основатель и бессменный руководитель проекта «Волковтрио».Широкой публике он известен, в том числе и совместными работами в сольных альбомах Лёни Фёдорова (группа «АукцЫон»).
В коротком интервью корреспонденту «7х7» известный контрабасист рассказал, что участие в подобных проектах озвучивания черно-белых картин ушедшей эпохи для него не редкость. Например, на одном из фестивалей в Санкт-Петербурге он три дня подряд в одиночку озвучивал целую программу ретроспективы черно-белых лент. А на вопрос — отчего же до сих пор организаторы не привлекли к написанию саундтрэка Лёню Фёдорова — Волков ответил так:
— Я думаю, что Лёне это не так интересно, как мне, потому что в основном здесь надо инструментальные вещи делать. А Лёне интересно все, что касается звука и слова. А здесь надо, чтоб кино нравилось и хотелось. Вот мне очень хочется, мне очень интересно. Потому что благодаря фильму можно вернуть время!
Мурманчане также смогут посмотреть «Третью Мещанскую» под импровизационное сопровождение международных таперов. Российское турне запланировано на осень. В гастрольном графике пока значится Мурманск, Петрозаводск, Москва и Санкт-Петербург.