1 ноября в Коми официально началась призывная кампания. Наш северный край не подвержен весеннему призыву, осенний же сокращен на месяц. Несмотря на Федеральный закон №53, устанавливающий сроки призыва, начальник столичного военкомата еще 13 октября докладывал о ходе призывной кампании на городской планерке. Кто и зачем начал призывную кампанию на месяц раньше, нам пока неизвестно.
В этом году вооруженные силы Российской Федерации ждут от Коми 2500 призывников. Для достижения этой цели по республике развернули 50 призывных пунктов. В Сыктывкаре призывной пункт один, через него пройдут 3534 человека. 885 из них по плану окажутся годными для прохождения службы и будут отправлены в военные части по всей России.
Начальник столичного военкомата Игорь Безручко уже успел пожаловаться, что служить идут неохотно и бегают. Повестки раздавали весь год, чуть ли не с 1 января, однако до каждого десятого их донести так и не успели. Параллельно с призывом разворачивается полноценный отлов. За результаты прошлогоднего богатого улова Игорю Безручко не стыдно: 61 горожанин получил административную судимость, 49 планируется сделать уголовно судимыми (дела уже в разработке у следственного комитета), 6 сыктывкарцев стали уголовниками.
При этом организация проведения медкомиссии хромает. Это признают и в самом военкомате
— У призывников порой возникают проблемы со стационарами или номерками к специалистам, в результате чего молодые люди не укладываются в положенный десятидневный срок, и их приходится разыскивать повторно, — рассказал Сергей Безручко.
Бегают, впрочем, не только в Сыктывкаре. По всей Коми каждый пятый отказался даже брать повестку, не говоря уж о прохождении медицинской комиссии. Нежелание наших земляков служить можно объяснить несколькими причинами.
Ежегодно в СМИ появляется информация о том, что военнослужащих из Коми бьют и калечат. А некоторые из них возвращаются домой в цинковых гробах. Каждый случай по-своему вопиющий, и каждый случай неожиданный. В 2011 году призывник из Троицко-Печорска Иван Склеймин, закончивший СыктГУ по специальности «Политология» и отучившийся в Поморском университете, после двух месяцев службы умер после того, как ему вовремя не оказали медицинскую помощь.
В этом же году Сергей Филиппов, уроженец Ижемского района, вернулся домой живым, но не сказать чтобы здоровым. Наш земляк подвергался унижениям и издевательствам из-за коми акцента. По свидетельствам родственников, парень находился на грани нервного срыва. От суицида спасли. В госпитале у него были обнаружены патологии сердечно-сосудистой системы, печени, перелом голеностопа.
В 2012 году Николай Жалий родственников не дождался. 21-летнего парня нашли повешенным на трубе в дизельном помещении военного городка Горки-25.
Однако СМИ освещают не только трагедии. Газета «ProГород Сыктывкар» опубликовала статью «Как откосить от армии», в которой были перечислены довольно нелепые советы. Это скорее юмористический, чем методический материал. Этот материал остался бы незамеченным, если бы на него не обратили внимание члены националистической организации «Рубеж Севера», решившие заработать политических очков, раздув скандал. Под предводительством своего лидера Алексея Колегова они пытались надавить на СМИ, угрожая им на своем сайте и приходя в редакцию. В итоге редакция газеты убрала с сайта материал про уклонение от призыва.
Впрочем, сам Алексей Колегов, известный борец с геями, в армии не служил, чего не скажешь о его объектах ненависти. Лидеры республиканского ЛГБТ-движения Вячеслав Слюсарев и Артем Калинин свой долг родине отдали и имеют воинские звания.
Не раз призывники, которые посчитали, что при призыве на службу были нарушены их права, смогли отстоять свою правоту в суде. При этом им помогали юристы и общественники. В Коми нет специализированной организации, которая бы защищала права призывников. Разве что КПК «Мемориал» проводит консультации в рамках своего проекта «Юридическая клиника». Но таких специалистов, как у «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», в них нет.
Разговоры об отказе от призыва в России на фоне войны на Украине прекратились, но все же армия контрактников растет. С каждым годом в вооруженных силах РФ все больше профессиональных военных. Служить или не служить — в итоге выбор за каждым. Хочешь служить — получаешь некоторый блат от военкомата (некоторым выдают телефоны для связи с родными, например). А те, кто не хотят, задействуют юридические механизмы защиты своих прав. Есть и третий путь — альтернативная гражданская служба. Некоторые призывники добиваются права на АГС только в суде.
Фото на главной странице progorod11.ru
У меня странное желание записаться на стрельбы. МинОбороны обещает, обещает привлечь специалистов из запаса. Странное, потому что если разобратся, это от злобы. Наша армия укрепилась в сознании как место где можно кого-нибудь немотивированно убить. Но это нехорошо и неправильно.