Уезжая из Авчурино, бывшего имения Ягужинского-Гагариных-Полторацких, расположенном в 10 в километрах от Калуги и оглядываясь назад, я вдруг понял, что мне не давало покоя в эти два часа в бывшей жемчужине усадебного быта России. Огромные пространства, заросшие гигантским растением с вполне русским названием - борщевик Сосновского. Оно само по себе стало символом современной России.
Наша историческая память как бы оказалась атрофированной и отравленной вроде бы русским по названию, но не характерным до 1947 года для нашей полосы растением-гигантом. Вырастающий до 2-3 метров да еще пускающий корни на глубину 2 метров, растение монокарпик (то есть цветёт и плодоносит один раз в жизни, после чего отмирает) обладает способностью вызывать сильные и долго не заживающие ожоги. И нет способа борьбы с ним, как и неизвестно, чем пробить эту стену безразличия к родной истории, когда за потоком вроде бы правильных слов, а скорее, слоганов, - пустота. Когда первые места Калужской области в различных конкурсах и опросах скрывают истинное безразличие чиновников ее представляющих к тому, за что они вроде непосредственно отвечают.
В Положение о министерстве культуры Калужской области записано, что основными задачами министерства являются: «Создание условий для сохранения и приумножения культурного потенциала для поддержки традиционных и развития новаторских форм деятельности в области культуры и искусства…Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Калужской области…» Слова у нас вот такие, правильные, «комсомольские»….
По факту, на том, что еще осталось от усадьбы, нет даже таблички, обозначающей, что это памятник федерального значения. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это нарушение заинтересовало не только меня. Еще в сентябре 2011 года прокуратурой Калужской области выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы охраны объектов культурного наследия в Министерстве культуры Калужской области, в том числе отношении комплекса построек усадьбы Авчурино.
«Установлено, что, в нарушение требований Федерального закона о «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Министерством культуры Калужской области не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля.
Кроме того, со стороны должностных лиц Министерства культуры Калужской области отсутствует контроль за выполнением плановых мероприятий по объектам культурного наследия «Дом Цыплаковых, сер. ХIХ в.», Главный дом «Усадьбы Мятлевых, кон. ХVIII в.» д. Галкино, Дзержинский район, Калужской области, Жилой дом, XIX в. пер. Старичков, д. 4, г.Калуга, Конюшня усадьбы Авчурино, XIX в. ул. Центральная, д. 19 «б», с Авчурино, Ферзиковский район, Калужской области и др.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой области в адрес министра культуры Калужской области внесено представление».
За этим прокурорским языком скрывается признание того, что чиновники, в чьи обязанности, входит «создание условий для сохранения и приумножения культурного потенциала области», даже особо не интересовались судьбой пропадающего памятника. Нет, конечно, можно сказать, что в 2010 году «в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение сохранения и использования объектов культурного наследия Калужской области» проведены научные исследования по отдельным объектам культурного наследия «Усадьба Авчурино», выполнены работы по определению и обоснованию границ территорий объектов». Однако, сегодня можно констатировать только одно: По состоянию на 2014 год усадьба находится в плачевном состоянии. Я бы сказал, крайне плачевном.
Возвращаюсь к ответу на представление прокурора. Министерство сообщает, что «акт прокурорского реагирования рассмотрен, требования прокуратуры удовлетворены, приняты меры к устранению выявленных нарушений». Судя по всему, это была отписка, выполнение ритуала от которого судьба памятника мало как зависит.
В 1792 году Авчурино приобрел Дмитрий Маркович Полторацкий, сын известного екатерининского вельможи, управлявшего певческой капеллой при дворе. «Удивительное по своей готической архитектуре, имение в Авчурино было известно на всю Россию своей огромной библиотекой. Сюда приезжали и Жуковский, и Карамзин, потому что только здесь можно было найти уникальные книги. Ансамбль авчуринской усадьбы, созданный итальянским архитектором Луиджи Пели, был характерен для небольших помещичьих усадеб: деревянный дом с мезонином и колоннадой, по сторонам – два флигеля. В 1840 году правый флигель был сломан, а вместо него построен новый господский дом в так называемом «английском вкусе», то есть, в стиле поздней готики, с четырехэтажной башней, «готическим» фасадом и большим балконом. Почти весь второй этаж занимала библиотека – сотни шкафов с книгами. Ценность библиотеки была столь велика, что посетивший Авчурино в 1809 году, Н.М. Карамзин нашел в ней списки летописей XV и XVI веков, которые он использовал в работе над «Историей государства Российского».
Что сохранилось сегодня?
"Готический" дом с башней - наиболее примечательное сооружение в Авчурино. Построенное в стиле неоготики в 1840-е годы на месте правого флигеля, здание с торца имеет 4-хгранную башню-обсерваторию, с которой открывался вид Оку. «После Второй мировой войны от здания библиотеки и обсерватории осталась только обгоревшая коробка. В 1952 году здание было полностью восстановлено по проекту В. С. Бурикова и Н.А Лаврова». Сегодня оно, с выбитыми окнами, выглядит домом «с приведениями»,хотя с трех сторон имеются вывески о теплящейся жизни на первом этаже. С главного фасада - это магазин и почта за дощатой дверью, охраняемой «львами». С правой стороны - дом культуры и библиотека с вывеской , что в сентябре «все это» не работает. А с левой почему-то, размещен храм Николая Мирликийского Чудотворца. Кстати, о львах и храме. Львы были поставлены на этом месте Гончаровыми, последними владельцами усадьбы, обнаружившими их в парке - «прежде позолоченных, теперь же покрашенных масляной краской и потерявших очертания». Сегодня то, что когда-то было «позолоченными» львами представляет крайне убогое зрелище. Что касается храма, то из-за неприятия никаких мер по его сохранению, настоящая Никольская церковь XVIII века превратилась в руины. После революции в храме долгое время находилась пекарня райпо, в 80-е годы — склад для хранения баллонов со сжиженным газом. Относительно недавно рухнул купол храма. Судя по отношению к готическому дому, и нынешнее местоположение храма может постичь та же участь.
До начала XXI века практически целиком в усадьбе сохранялась ротонда, поставленная в 1818 году архитектором Пелли по рисунку Стасова. Однако в 2001 году от нее остался только один портик. Сегодня и он, скорее всего, скоро будет уничтожен. Именно этот портик на моей фотографии стал обложкой журнала «Родная старина» в 2008 году. Так же жалко выглядит бывшая гордость Полторацких -заросший пейзажный липовый парк с системой прудом. Сегодня пруды - практически пересохшие и заросшие травой лужи.
Вернемся к предписанию прокуратуры. То, что его никто и не думал выполнять, кроме как на бумаге, видно, стало понятно и самой прокуратуре, потому что через год, в сентябре 2012-го вносится уже представление прокуратуры области министру культуры Калужской области и руководителю ТУ Росимущества в Калужской области. «Длительное время не регистрируется право собственности Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Авчурино». В доме усадьбы Авчурино без правоустанавливающих документов размещается почтовое отделение и сельский дом культуры» Прокуратурой Ферзиковского района, в соответствии с полномочиями, определенными ст.ст.22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения действующего законодательства об охране объектов культурного наследия администрацией МО СП «Село Авчурино». В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства, прокурором района, в соответствии с его полномочиями, было внесено представление с указанием незамедлительного рассмотрения и письменного уведомления о результатах рассмотрения представления. Однако, главой администрации МО СП «Село Авчурино» представление не было рассмотрено по существу, меры, направленные на устранение нарушений закона, причин и условий им способствующих, не приняты. А что мог сделать глава сельского поселения с нищим бюджетом, когда только на разработку проектной документации по реставрации памятника требуется 18 миллионов рублей?
И еще о прокуратуре области. В Авчурино есть дубовая аллея, заложенная первым генералом-прокурором России Павлом Ивановичем Ягужинским (1683-1736). «Ожидая приезда Императора Петра I, по его распоряжению в имении проложили «дубовый проспект», протяженностью около двух километров». При прокуроре области Д. Демешине «было решено взять шефство над памятником, установить памятную табличку. Кроме того, работники прокуратуры вместе с ветеранами посадили новые деревья. Молодые дубы по соседству с 200-летними деревьями станут символом связи поколений прокуроров и продолжения славных традиций Российской прокуратуры. В дальнейшем планируется проведение необходимых мероприятий по приведению территории усадьбы в надлежащее состояние», - сообщалось на сайте прокуратуры.
Как найти эту аллею показали местные жители. Скотные дворы. Пыльная-пыльная бетонка. Кошка с котятами и около десятка сорок, гонявших все семейство по придорожному бурьяну. Наши друзья из Средней Азии латают коровники. Скотные дворы и выгоны и соответствующий запах вокруг. Мимо на полной скорости мчится «Газель» с досками. За рулем тоже феллах… «Вы видели наши дубы?», - с усталостью в голосе спросил глава сельской администрации и не очень внятно махнул рукой, показывая направление. Мои вопросы о состоянии Авчуринской усадьбы ему явно надоели, поэтому он перевел разговор в эту тему. «Там прокуратурой области установлен памятный знак»- выдал он мне информацию. «Так это было еще при Демешине», - ответил я. «А новый-то еще больше заинтересован», - парирует глава… И вот я иду по этой пыльной бетонке. Где же тот мост, о котором столько читал? Построенный в 1823 году архитектором Луиджи Пелли пролётом 22 метра? Пишут, что « в настоящее время мост зарос». Ну, зарос, это не значит - уничтожен? Так ведь? Это о нем писал Михаил Осоргин, помещик села Карова, крестный моей бабки. «К усадьбе ведет широкая дубовая аллея, прямая как стрела; тянется она версты на полторы и в середине ее красивый чугунный мост с литыми перилами с гербами Полторацких. С этой аллеи открывается вид на Калугу с ее 36-ю златоглавыми церквами; звон церквей ясно слышится на усадьбе»… Никакого такого моста нет. Но дубовая аллея еще пока есть. «Гордостью авчуринской усадьбы времен Ягужинского являлся Дубовый проспект. Длина проспекта составляла 300 саженей и ширина была 5 саженей». Видно, что и аллея требует постоянного ухода. Очень даже требует. Издалека вроде бы крепкие дубы с обратной стороны зияют огромными ранами. Вокруг все усыпано желудями. Видеть во сне дуб усыпанный желудями - хороший знак. Пусть так будет и наяву. «Дубовый проспект» Ягужинского надо возрождать. Если Авчурино не спас библиофил Полторацкий, пусть хоть это сделает прокурор Ягужинский…
С предписания прокурора прошло два года. Областной прокурор Дмитрий Демешин, открывший факт, что Авчурино в 1712 году принадлежало первому генерал-прокурору России Павлу Ягужинскому, переведен в Москву. Новых действий и документальных свидетельств того, что нынешний областной прокурор озабочен судьбой разрушающегося, памятника нет, несмотря на заверения главы сельского поселения, что « новый областной прокурор заинтересован сохранением усадьбы еще больше прежнего». После того как я это написал в ФБ, меня поправила Юлия Иконникова из областной прокуратуры, написав на моей странице в ФБ: «Виктор, усадьбу из поля зрения не выпускаем!!! В начале августа здесь прошел субботник, организованный прокурором области. Молодые дубы высаживали уже не один раз. Как и заявлялось ранее - усадьба подшефна прокуратуре области. И в планах ещё много дел!» Это здорово!
Вхожу в здание одноэтажного флигеля рубежа XVIII - XIX вв. с пристроенным в начале ХХ века колонным портиком, в котором в двух имеющихся комнатах располагается администрация. Здание, являясь памятников областного значения, в отличие от остальных строений усадьбы, являющихся федеральным памятником, находится на балансе государственного автономного учреждения культуры Калужской области «Научно-производственный центр по сохранению и использованию объектов культурного наследия». Денег у него на сохранение памятника, естественно нет. Это же не корпорация развития Калужской области с миллионными вливаниями из областного бюджета…
В 2013 году на участие в проекте федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» на 2014 год было направлено предложение Государственного автономного учреждения культуры Калужской области «Научно-производственный центр по сохранению и использованию объектов культурного наследия» подала заявку на «Разработку проекта зон охраны и градостроительных регламентов объекта культурного наследия федерального значения „Усадьба Авчурино» : дом, мавзолей, церковь и парк, XIX в.“, на «Готический дом» и на ротонду. Заявка направлена «на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде». Пока предложение будет «рассматриваться» и «обдумываться», знаменитая усадьба может вовсе прекратить свое существование. К остаткам ротонды привязали остатки старой парковой липы и зачем- то пытались поджечь. Может, чтобы уже нечего было восстанавливать и тем самым закрыть вопрос в принципе? «Понравилась» мне чиновничья фраза из Положения о Министерстве культуры Калужской области о том, что данное министерство «осуществляет учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных на территории Калужской области». Действительно, скоро все уникальные усадьбы калужского края при таком подходе будут обладать только одними «признаками». Видимо, «гигантский Борщевик» идет и сюда.
P.S.
В связи с культивированием борщевика Сосновского как силосной культуры, он получил широкое распространение, постепенно переселившись и в дикую природу, засевая берега водоёмов, пустыри, полосы отвода дорог и необрабатываемые участки полей. Таким образом, стремительное распространение борщевика нарушило экологическое равновесие и стало серьёзной проблемой в европейских странах. В Германии, Чехии, скандинавских странах, Эстонии, Беларуси действуют правительственные и общественные программы борьбы с борщевиком. В России решительных действий по его предотвращению своевременно принято не было, что привело к значительному заселению дикой природы этим опасным для людей и животных сорняком. Оказывается, он имеет еще одно название - «месть Сталина». А Генералиссимус, как известно, любил повторять фразу - «кадры решают все». Так может, министром культуры Калужской области, надо было назначить не специалиста по ЖКХ, а кого-нибудь связанным с сельским хозяйством?