Появление новой комиссии — это результат протестной активности жителей Усинского района, которые в этом году особенно жестко высказали свое недовольство работой нефтяных компаний и непрекращающимися нефтеразливами. После того, как в этом году они организовали митинги и другие акции, местные власти предложили им провести переговоры. В итоге 24 июня прошел круглый стол, где и было принято решение создать комиссию. Тогда же были сформулированы болевые точки, которые и предлагалось обсудить на втором заседании, состоявшемся вчера.
На нем, как и в июне, чиновников и нефтяников было больше, чем членов «Комитета спасения Печоры» и местных жителей. Поэтому иногда продавливались те решения, которые не устраивали общественников. В итоге и оценки этого мероприятия были даны разные: нефтяники и представители мэрии порадовались тому, что диалог состоялся, а общественники были недовольны тем, что нескольким вопросам не уделялось должного внимания.
Само заседание состояло из двух частей: посещения объектов «ЛУКОЙЛ-Коми» и непосредственно совещания.
Показательная экскурсия
Первая половина дня прошла в разъездах по объектам «ЛУКОЙЛ-Коми». Представители нефтяной компании, чиновники администрации города, общественники и журналисты путешествовали по ним на комфортабельном автобусе. Всем раздали специальные наушники, в которых было слышно экскурсовода, даже если рядом работала громкая техника, а также предложили воды — с газом и без.
Для начала проверяющих привезли на участок, где три года назад произошел нефтеразлив. Это большое поле около 100 метров в длину и ширину. Для гостей было подготовлено представление: по участку, гремя и раскидывая куски почвы, «ползало» подобие трактора.
А позже по команде на поле появились люди в белых костюмах. Они что-то эффектно «сеяли».
— Вообще-то еще не время этим людям тут быть. Но мы специально их пораньше пригласили, чтобы показать, как проходит процесс, — отметил представитель «ЛУКОЙЛа-Коми», показывая на людей в комбинезонах.
На втором объекте участникам экскурсии показали новую полимерную трубу, которая может прослужить более 50 лет. Правда, этого никто точно не знает, так как первая из таких труб была закопана менее 20 лет назад. Про срок эксплуатации пришлось поверить на слово.
Затем автобус приехал к установке, которая перерабатывает шлам. По задумке, людей должны были впечатлить большие агрегаты, которые помогали очистить грязную почву.
Небольшую остановку автобус сделал у места, где также в недавнем прошлом произошел крупный нефтеразлив. Сотрудники «ЛУКОЙЛ-Коми» горделиво отчитались о том, что они собрали всю нефть и произвели рекультивацию территории за один сезон.
— Уникальный опыт, — отметил нефтяник, однако предпочел не уточнять, насколько часто подобная практика будет повторяться.
Наконец автобус прибыл на берег реки Колвы, в то место, где установлены боновые заграждения.
— Посмотри же, вода чистая. Вот даже водоросли есть, — говорила заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми» Евгения Темная своей спутнице.
— Вот нефть на туфлю попала, — руководитель группы по охране окружающей среды компании «РН-Северная нефть» присел на корточки, снял ботинок и пытался очистить его подошву.
Тем временем участников экскурсии пригласили на фуршет. Бутерброды с красной рыбой скрасили обратную дорогу в город, где с опозданием в 45 минут начался круглый стол.
Нельзя смешивать
Члены «Комитета спасения Печоры» ожидали второго заседания комиссии по надзору за хозяйственной деятельностью нефтедобывающих компаний на территории Усинска с опаской. На первой встрече произошел скандал: некоторых общественников и местных жителей не хотели пускать на встречу. Однако в этот раз все обошлось. В начале заседания мэр Усинска Станислав Хахалкин особо подчеркнул, что чиновники не намерены прятаться ни от прессы, ни от неудобных собеседников.
Разговор сразу стал напряженным. Сотрудники администрации Усинска предприняли попытку упразднить недавно созданную комиссию. По их мнению, ее полномочия повторяют полномочия экологического совета при администрации Усинска. Поэтому орган надо распустить, а общественников пригласить в городской совет по экологии. Это решение не было поддержано.
— Появление этой комиссии связано с конфликтной ситуацией, возникшей между местными жителями и нефтедобывающими компаниями. В связи с этим пошли митинги по селам, после чего было предложено собраться на круглый стол. На нем и появилась комиссия. Это согласительная площадка для разрешения конфликтной ситуации и будущих конфликтных ситуаций, если они возникнут. Поэтому, мне кажется, что нельзя смешивать и сливать ее с общественным экологическим советом, который есть в каждом районе. И он занимается рассмотрением любых экологических проблем, не обязательно связанных с нефтедобычей, — отметила член «Комитета спасения Печоры» Валентина Семяшкина, после чего в споре была поставлена точка.
Вы просто привыкли командовать
Обсуждение четвертого пункта резолюции, в котором говорилось о развитии социального партнерства нефтяников с администрациями поселков, сел и деревень, прошло на повышенных тонах. Член «Комитета спасения Печоры» Николай Братенков предложил с 2015 года «ЛУКОЙЛу-Коми» увеличить суммы выплат для конкретных населенных пунктов, в особенности тех, которые пострадали от нефтеразливов.
— Если по каждому поселению прописать отдельно суммы, то это будет справедливо, — отметил Николай Братенков.
— Мы учтем интересы местного населения. У нас в резолюции это дальше прописано. Могу я переходить к следующему вопросу? — попытался продавить быстрое решение Станислав Хахалкин.
— Я думаю, что все-таки надо обсудить и проголосовать, а не «перейти». Потому что мы говорим о том, чтобы там с 2015 года были средства на самые необходимые нужды. Тут ничего противозаконного нет. Ведь нет ничего проще, написать общие слова, но тут нет конкретики. Усинским поселениям надо найти дополнительные средства, потому что они живут без газа, без воды, без всего того, с чем вы тут живете, — настаивал Николай Братенков.
Первый заместитель руководителя администрации Усинска Игорь Смирнов отметил, что, по его мнению, «гости» из «Комитета спасения Печоры» вмешиваются в работу «ЛУКОЙЛа-Коми» и диктуют их руководству, как себя вести.
— Я вынужден возразить Смирнову. Во-первых, мы не гости, а те же самые люди, которые живут в Припечорье и страдают от нефтеразливов. Поэтому у меня просьба не разделять по районному признаку... Лучше бы вы в следующий раз не давали свою визитку людям, которые вам звонят, а вы не отвечаете по 6-7 раз. Я верну вашу визитку, потому что запомнил ваш телефон, но звонить не перестану. Давайте не говорить, что мы диктуем. Мы дискутируем. Это нормальная обстановка. А вы просто привыкли командовать, а это немножко другое, — осадил Смирнова Николай Братенков.
После этого мэр Усинска Станислав Хахалкин отметил, что все три предложения в четвертом пункте прописаны хорошо, поэтому адресную помощь населенным пунктам туда включать не стоит. С этим почти хором не согласились представители «Комитета спасения Печоры».
— Мне не нравится, что сегодня вы, как оппозиция какая-то, — обратился Станислав Хахалкин к общественникам.
— Почему, оппозиция? Мы просто защищаем [наши права], — ответила Валентина Семяшкина.
Переговоры продолжились еще несколько минут, после чего Станислав Хахалкин предложил проголосовать, чтобы принять пункт №4 без поправок общественников. Это ожидаемо удалось, потому что большинство членов комиссии — сотрудники администрации, представители нефтяных компаний и надзорных органов. За предложение Хахалкина высказалось 24 человека, против — четыре члена «Комитета спасения Печоры» и местных жителей.
Узнать виновных
Пятый пункт включал в себя требования к нефтяным компаниям усилить контроль за экологической безопасностью, За соблюдением технологии добычи и транспортировки нефти, за своевременным выявлением и устранением аварий... Одним словом, то, что нефтяники и так должны делать по закону. Николай Братенков предложил дополнить эти строки предложением об обнародовании информации о наказании виновных за ЧП.
— Мы не знаем, кто-нибудь когда-нибудь был наказан за аварии в соответствии с законом. Мы обращались к Темной много раз с этим вопросом. Никто, на наш взгляд, не наказан, — сказал Николай Братенков.
— Мы можем рекомендовать [нефтяным компаниям], и мы об этом пишем ниже, — сказал Станислав Хахалкин.
Еще одна проблема касается несвоевременной утилизации бочек из-под химических реагентов, которые используется при добычи нефти. Местные жители забирают брошенную тару, отмывают ее и продают. В итоге местное население хранит в них воду, подвергая себя опасности. Все члены комиссии сошлись во мнении, что работу в этом направлении «нужно упорядочить».
Также общественники настаивали на том, чтобы в следующем году нефтяные компании обучили и взяли на работу хотя бы по одному жителю в каждом селе в тех районах, где они работают. Главы сел и поселков Усинского района и представительница нефтяной компании Евгения Темная отметили, что у них такая схема действует успешно, а «ЛУКОЙЛ-Коми» направит информацию об этом в «Комитет спасения Печоры».
Проблемная Северо-Ипатовская скважина
Обсуждение восьмого вопроса о дальнейшей судьбе буровой установки на скважине №2 Северо-Ипатовского месторождения также прошло на повышенных тонах. Во время половодья она попала в зону подтопления, после чего была загрязнена значительная площадь вокруг.
Мэр Усинска Станислав Хахалкин отметил, что сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы приподнять саму установку на несколько метров вверх, но не демонтировать.
— Если такая буровая, как эта, останется, то тогда возникнет прецедент: их можно будет ставить в любом месте... Когда я ехал сюда, мне знающие люди задавали вопросы: «А что буровая?» Я им сказал, что написан проект по демонтажу. И слава богу, если уберут. Но если она останется, население вообще ничему не будет верить. Потому сейчас, не обижайтесь, полное недоверие власти. Вот почему так остро стоит вопрос, — сказал житель села Щельябож Усинского района Георгий Напалков.
По словам директора ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» Артура Миннахмедова, до следующего паводка буровая установка будет демонтирована, но скважина останется на месте. В будущем же буровые планируется строить с учетом «большой воды» весной.
— Когда я объяснял жителям поселка, зачем этот круглый стол нужен, я говорил: «Я надеюсь, что у нас что-то получится с буровой. Значит, не зря мы работали». А если ничего не получится, смысла нет дергаться. Я не вижу смысла быть в этой комиссии, потому что все бесполезно. Окажутся правы пессимисты, — вновь выступил Георгий Напалков. — А если будет какая-то авария весной, вы что, будете под водой ремонтные работы проводить?
В итоге комиссия решила пригласить на следующее совещание представителей проектной организации. У них они намерены потребовать объяснений, почему они не учли всех рисков при проектировании объектов. С таким компромиссным решением согласились не все общественники.
Также представители «Комитета спасения Печоры» потребовали увеличить темпы замены старых трубопроводов на новые в 2-3 раза.
— Как это так? Ведь у компаний бюджеты [утверждены], — оценила это предложение депутат Совета Усинска Татьяна Сабашникова.
— А надо такой бюджет, чтобы не текло, — прокомментировал ее слова Николай Братенков.
Предложение общественников вновь не прошло. Мэр Усинска переформулировал его: к следующему заседанию компании должны предоставить информацию о замене и демонтаже старых труб.
Утверждение состава комиссии
Еще один сложный вопрос — утверждение состава комиссии. Общественники предложили дополнительно включить туда не только членов «Комитета спасения Печоры», но и по одному представителю от каждого населенного пункта Усинского района. Этот пункт, как ни странно, восприняли в штыки некоторые руководители администраций поселков и сел. К слову, все совещание они критически отзывались об общественниках, косвенно защищали позиции мэрии Усинска.
О том, кто сможет попасть в комиссию, станет известно через неделю. За это время все стороны подготовят свои предложения. Кроме того, участники совещания приняли решение изменить название нового органа: теперь он будет называться Общественная комиссия по урегулированию конфликтов с нефтедобывающими компаниями. А собрания планируется проводить не реже двух раз в год.
После заседания его участники прокомментировали итоги встречи.
Первый тайм
мы уже проиграли.
Но одно лишь
сумели понять...
Или не сумели ничё? а?!.
Простой вопрос:
почему экскурсия была по "объектам «ЛУКОЙЛ-Коми»"?
Не понял я! Вы чё, товаршчи Братенков, Семяшкина и ... примкнувшие к ним лица из "«Комитета спасения Печоры»", задумали написать диссертацию "Природохранительные мероприятия нашего славного-ОгОгО ЛУК-ой!л"?
Или задумали перейти во стан неприятеля менедж-экологами за пол-ставки?
Или вы, может быть, такие супер-геймеры, что решили сдать первый гейм противнику, чтоб победить потом "за явным примуществом (как учил товарищ Путин)"?
Не понял я?
чего вы там "сообразили"?
чево вы там, я вас спрашиваю, дурью маялися?
Еще раз
для экологов:
почему экскурсия была по "объектам «ЛУКОЙЛ-Коми»", а не по местам их отложений "продуктов жизнедеятельности"? Почему на "комфортабельном автобусе", а не на уазике по нефтеразливам? ПАЧЕМУ? - Мордой их в их же гАвно!
И только так!!!
...Не, я панимаю, что все мы - люди. Но тогда вопрос - "какого хрена затеяли игру?" ...
А Хахалкин сдался душману...
Хе!
басмачи взяли Кремль.
ВДВ - "войска дяди Вагита"
Знает что я вам всем скажу?
Нет, не знаете...
Начну с народного выражения:
"Кто девушку ужинает, тот ее и танцует".
И эта поговорка - краеугольная
во всех "прениях" власти и народа, бизнеса (поганое слово) и народа.
Кто ужинает такие встречи, "круглые столы", "конференции коми народа", ...? Кто, я вас спрашиваю? - "АДМИНИСТРАЦИЯ"!
То бишь - чиновники. А кто "ужинает" чиновников? - да опять же те самые аликхеровы всякие - басмачи, душманы, бандеровцы, братки, - всякая денежная шваль.
Они на свои нефтекопейки организуют все мероприятие и ,конечно же, не для того, чтоб заняться самобичеванием на лобном месте.
Товарищ Братенков, Вы что? - самый хитрый еврей тундры что ль?! - пришли в "чужой монастырь со своим уставом" и хотите затанцевать самую красивую девку?!
Нет, милый мой! тебя возьмут за шкирку вдесятером и поволокут за клуб. Ты будешь кричать: "Вы двадцать на одного?! - давай "один-на один"!"
- "Один-на один" ты будешь в своем чуме... А тут мы помнем немного тебя, ножик - под лопаточку - и в канаву...
Вывод из всего этого какой? а? - Вывод из всего этого такой:
"танцы" пора учиться устраивать в своей избе, чуме или на берегу лужи из нефти!
Другими словами: играть на своем поле в свою игру по своим правилам.
Иначе - будем проигрывать. Всегда.
Ожидаемо облажались общественники... как щенят раскатали луки и прикормленные чинушки... увы, иного ожидать не приходится...у так называемых общественников нету аргУментов против бабла... а жертвовать собой никто не желает...каждый нашел свою нишу.... экологическую...
своим присутствием пятерка общественников лишь легитимизировала эту превдокомиссию... Гринпис тоже в бирюльки...зачем то лагерь сделал в Усинском районе, а не в Ижемском... Когда состоится обещанная Гайзером встреча местных с лукойлом при его участии? После выборов?
спасатели печоры Сели играть в карты с жуликами и каталами по их правилам...
Депутат "трусы - детям" Сабашникова занимается бюджетированием Лукойла???
Нефтяники молчали..чинуши и депутаты их защищали...в чем смысл участия в таком круглом столе?
Алексей Семенов:
"спасатели печоры Сели играть в карты с жуликами и каталами по их правилам..."
- Крутые игроки!
Задумали выиграть у профессиональных катал! и выйти живым и с большими деньгами из их притона.
Смелые!
Я б, например, ни вжисть! не зашел бы туда, не сел бы с жуликами играть.