Первое заседание в отношении организации «Гуманистическое Движение Молодежи» должно было состояться 16 июня, но было отложено, так как сторона защиты попросила вызвать в суд важного свидетеля — педагога одно из мурманских вузов, лингвиста Ларису Горбань. Именно на ее заключении и строится все обвинение в отношении «ГДМ».
По просьбе сотрудников Центра «Э» Горбань изучила несколько номеров «Молодежной Правозащитной Газеты», в которых обнаружила «некие признаки политической деятельности». Как известно, этой весной организацию уже проверяли сотрудники Минюста, которые не выявили никаких нарушений. Правда, на суде сотрудников этого ведомства также еще ни разу не видели в лицо, как и Горбань, которая на второе заседание также не явилась.
На сей раз у нее появилось «алиби»: помощник прокурора Первомайского округа Виолетта Панова предоставила судье справку. Это документ от полицейских, в котором было сказано, что на страничке «ВКонтакте» педагогу стали поступать угрозы, поэтому она уехала из Мурманска.
Ввиду отсутствия главного свидетеля Горбань, стороне защиты пришлось дискутировать только с помощником прокурора. Та, в свою очередь, ссылалась на пресловутое лингвистическое исследование, не смогла достаточно внятно ответить на шквал вопросов представителя защиты Александра Передрука:
— Правильно ли я понимаю, что публикация текстов — и есть политическая деятельность? Какую политику государства пытается изменить «Гуманистическое Движении Молодежи»? Почему распространение правозащитной газеты подрывает национальные устои? Какие интересы РФ подрываются вступлением или не вступлением ГДМ в реестр «иностранных агентов». Какова правомочная цель этого иска? Обосновано и пропорционально ли вмешательство в деятельность организации? Иск этой информации не содержит, хотя Конституционный суд четко указал, что бремя доказывания лежит на прокуратуре, это зафиксировано в постановлении, — был неутомим Александр Передрук.
Панова же практически всегда ссылалась на то, что заключение «про политику» дала Горбань.
В итоге судье Земцовой показались неубедительными доводы обеих сторон, и она постановила, что тексты «Молодежной Правозащитной газеты» должны пройти психолого-лингвистическую экспертизу. В эту пятницу в 15 часов, сотрудники прокуратуры и члены «ГДМ» должны подготовить «вопросы и список учреждений», которые будут проводить специальную экспертизу.