Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Александр Морозов: «Путинский поступок — это то же самое, что если бы Индия оторвала кусок от Пакистана»

Александр Морозов: «Путинский поступок — это то же самое, что если бы Индия оторвала кусок от Пакистана»

Редактор «Русского журнала» о будущем России и о ее новом «большинстве»

Екатерина Богданова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Заявленная тема разговора, который прошел в воронежском книжном клубе «Петровский», звучала скорее провокационно — «Будущее как опечатка: как меняется российское общество». Тем не менее Александр Морозов, редактор «Русского журнала», политический обозреватель Forbes, Slon.ru и Colta.ru, поделился своим видением новой истории путинской России. Это сталинская модернизация в новом виде? Или проведение политики без мобилизации элиты?

«Путин пытается переиграть международное положение России»

«Политический курс нашей страны резко изменился после 2003 года. 10 лет полномасштабной деятельности Путина сделали его политику узнаваемой и… принимаемой во всем мире. До крымских событий это была экономикоцентричная политика, конечной целью которой была капитализация страны, ее полное вовлечение в мировую экономическую систему. Второй главной целью было укрепление суверенитета: обустройство границ, расстановка комплексов противоракетной обороны. Таково было классическое понимание политики Путина.

И внезапно он отказался от обоих пунктов. Крым — это глубокий пересмотр курса. Кремль начал политику «рискованной игры», пошел под санкции. А это означает, что теперь Путин действует в интересах какого-то другого будущего для России.

Россия забрала себе территорию. И это тоже идет вразрез со старым курсом на суверенитет.  Этот шаг наносит ущерб суверенитету. Россия теперь имеет внутри себя территорию, статус которой на годы и десятилетия не будет признан. Это бесконечная проблема урегулирования конфликтов, как в ситуации с Нагорным Карабахом или Приднестровьем. К тому же, это ограничивает возможность участия в международных организациях.

Конечно, очевидно, что большинство поддержало присоединение Крыма — поддержал и политический истэблишмент, кроме депутата Пономарева. Наши люди искренне сочувствуют и Донбассу. Но политически Россия получила рядом со своими границами гигантскую дестабилизированную зону, где полным ходом идет партизанская война. Это бросает тень на наше будущее.

Почему Кремль на это пошел? Путин пытается переиграть международное положение России. Но как? Непонятно, каких институциональных преобразований хочет Путин. У России нет пакета международных реформ.

Если ориентироваться на то, что новый консервативный и антиамериканский курс принесет России новых союзников, то надо понимать, что Россию пока поддерживают лишь некоторые крайне правые и крайне левые в Европе. Но не они определяют повестку дня. Страны бывшего СНГ сейчас боятся Россию, по большей части из-за прокремлевских публицистов, которые позволяют себе весьма провокационные высказывания. Путинский поступок — это то же самое, что если бы Индия оторвала кусок от Пакистана.

Ранее игра Путина всегда была рациональна, прагматична, но внезапно стала рискованной. Это политика создания кризиса, что очень напоминает 30-е годы. Путин создает угрозу, на которую нужно отвечать. (Нет, я ни в коем случае не сравниваю Путина со Сталиным или Гитлером). Невозможно представить, что получит Путин от этого кризиса. Но этот кризис многое показал. Например, раньше я был убежден, что СССР распался. Сейчас приходится спрашивать себя: а возможно, распад СССР не завершился в 1991 году?»

Что дальше?

«Путин, с помощью Крыма, получил новое большинство. Что он будет делать с этой поддержкой?

Есть три опции. Как утверждает определенный круг людей — сторонников социальной справедливости, как, например, Прилепин — надо развернуть это большинство и начать новый антиолигархический цикл борьбы. Им нужно то, чего ждало общество, когда с должности снимали Сердюкова.

Второй путь, который поддерживается такими, как Проханов, — это мобилизоваться для восстановления «Российской империи», «русского мира». Это уже направленность, скорее, не вовнутрь, а вовне, что поможет объединить население против Запада, США. Подобная игра может растянуться на 5-7 лет.

Третий выход — это просто ничего не делать в этой ситуации. Вполне возможно, что Кремль — как это бывало и ранее — ничего делать и не будет.

Парадоксально, что Кремль избегает институционализации, что он не стремится закрепить это новое, «посткрымское» большинство в качестве политической силы. Оно впоследствии могло бы стать новой партией — в противовес «Единой России», которая пребывает в ужасном состоянии. Или «Народным фронтом», то есть не партией, а движением. Но Путин в этом направлении не движется.

Мне пока непонятно, какую повестку дня сможет предложить Путин. Пока что он делает упор на «хорошие дела», например, обещает развивать инфраструктуру. Но наш народ не доверяет позитиву. Лунную программу «продать» тяжело, потому что она так или иначе будет встречена со скепсисом — мы привыкли во всем видеть коррупцию и воровство. Куда эффективнее публично громить олиархию …»

«Мы делаем акцент на морально-духовном состоянии»

«Наше общество сильно изменилось. 20 лет назад мы пребывали в состоянии постсоветского романтизма. 10 лет назад у нас еще не было автострахования и банковских карт, а сейчас мы жизни представить себе без этого не можем. Экономически Россия совершила огромный рывок. А вот политически развиваться не стала. Мы выбрали модель модернизации без демократии.

Что является основой демократии в Европе? В первую очередь, сменяемость власти, публичность политики. Кремль, по-видимому, собирается вместо сменяемости власти и публичной политики развивать «моральную политику».

И тут снова парадокс. Госдума непрерывно принимает законы, носящие моральный характер. А реально-то ничего не происходит. Закон против мата не истребил нецензурщину в нашей речи. Против курения — это вообще фашистский закон. Эти и другие ограничительные законы будут подталкивать население к развитию теневой жизни, к контрабанде и нелегальщине.

Будет ли Кремль управлять нами с помощью морали? Средний класс к этому не привык. Всем понятно, что за каждым патриотическим решением стоит протекционистская политика. Непонятно только, будем ли мы действительно тронуты этим пафосом. Но в любом случае если общество не будет ничему сопротивляться — им станет проще манипулировать.

Есть вещи более опасные, чем пресловутая радикализация общества (в возможность которой я не верю, но меня в этом пытается переубедить телевидение). Сейчас мы видим образование новой, абсолютно тупой формы лояльности — и это чем-то напоминает поздний Советский Союз. На уровне элитного общения, чтобы быть в тренде, придется расставлять маркеры: «пиндосы достали», «Европа загнивает». И это уже не консерватизм, а псевдоконсерватизм, охранительство».

P.S. На столе в центре зала книжного клуба «Петровский», в окружении новинок литературы, красуется свежее издание замятинского «Мы».

Материалы по теме
Мнение
5 октября
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
ЦБ продолжает давать сигналы вероятного повышения ключевой ставки на заседании 25 октября
Мнение
23 сентября
Григорий Михнов-Вайтенко
Григорий Михнов-Вайтенко
Люди очень хотят, чтобы их пожалели
Комментарии (46)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

Заценил фото редактора РУССКОГО журнала. Если такой типаж имеет имя Александр Морозов, то мне можно смело назваться Моня Бронштейн...))))

И аналогия с Пакистаном очевидно сионистская. Правильно было провести аналогию с отделением области Саар от Франции и присоединении её к Германии. Жители провели референдум о вхождении из земли в состав Германии, и никто в Европе не возмущался,.... включая Францию).
Вот это правильная аналогия!

Плюс
5 июн 2014 22:25

миллион!

Щиголеву
5 июн 2014 23:02

"Заценил фото редактора РУССКОГО журнала. Если такой типаж имеет имя Александр Морозов."

скажите , а давно вы стали подбирать достойных под арийские критерии ? Несколько лет вам удавалось скрывать свою фашистскую сущность , корчили из себя борца за "справедливость" , "за родину=сталина" и докатились до "заценил фото...- типаж не гож"
Скоро зиговать начнете. Осталось только найти фюрера.

Читарь
6 июн 2014 00:17

скажите , а давно вы стали подбирать достойных под арийские критерии ?
-----------------------------------------------------------------
Ну, так совсем недавно Марк Яковлевич копипастил посты об исключительной, богоизбранной , великой еврейской нации. Может это еврейский фашизм о котором пишет харьковский раввин Эдуард Ходес?

Читарю
6 июн 2014 02:18

какая связь в вопросе Щиголеву о его нацызме с
постами Каганцова ?
Каганцов не определял по физиономии степень арискости. Щиголев возомнил себя спецом - отк "русскости".
Ну прям как граф Никита Михалков предъявил одесситам :
"вы русские ? а ДО КА ЖИ ТЕ !"
фашики , считающие себя эталоном "патриотизма" требуют доказательства. Пшли бы вы на фиг ,фашики.

Особенно понравилось:)
"Осталось только найти фюрера."
А чем я плох????!!!)))))

Далее: " а давно вы стали подбирать достойных под арийские критерии ? "
Не я, а Вы, уважаемый анонист, определили этим вопросом отношение Русских к Арийской нации))))! У меня об этом ни слова)....

И где, вообще, вы, гневные анонисты, нашли у меня негатив к Еврейской нации? У меня самого, может, есть грамм двести еврейской крови, и я нисколько от этого не страдаю)))...
Просто у каждой нации есть определённый тип внешности (кто с этим будет спорить), и ведь, действительно ОЧЕВИДНО, что этот редактор по крови такой же Русский, как я эфиоп)))...
К примеру, когда Владислав Галкин снялся в роли немецкого офицера, это же была хохма - с его "рязанской" физиономией .. и в форме офицера Вермахта...)

Но Вам надо было найти ОБЯЗАТЕЛЬНО антисимитско-фашистскую подоплёку.
Скоро я старушку через дорогу переведу, а сионистские анонисты начнут орать, что я хотел её снасильничать...)

Ну нечем, нечем вам, врагам России, крыть на мои доводы по насущным темам, вот и ищите, к какому слову прицепиться... Ищите, да обрящете...)

Сергей
19 июн 2014 17:20

Пытаешься провоцировать?

Щиголев, а вы просто глухой консерватор или всей душой ненавидите евреев?

6 июн 2014 12:36

Щиголев - Хуемвинбин.

I L
6 июн 2014 16:15

А что сделал ты, Людвиг, для своей страны?
И кто-нибудь вспомнит тебя плохим или добрым словом, проходя мимо твоей могилы?

Сергей
19 июн 2014 17:22

Конечно - нет, не вспомнит! За что его помнить-то?!

Людвиг вычитал где то новое для себя ругательное слово..))
Растёт профессионализм....)))

Сергей
19 июн 2014 17:24

Как можно, Александр! Он же очень гордится своим образованием историка и мыслит себя философом!

6 июн 2014 17:53

А если мужики раздвигают полужопицы перед другим пенисом, и берут за щеку, то они Шиголевы!!!

Какой узкий политический выбор оставляет гомосексуалам современное общество..

Ладутько, Ваши стихи, проза и комментарии вполне соответствуют уровню Вашего развития. Нет никаких сомнений, что Вы не занимаетесь плагиатом...

А реакция Ваша вполне понятна - как не вступиться за своих...))))

6 июн 2014 18:06

Я всегда предполагал, что уровень моего развития выше моих произведений. Но, Вы рассеяли мои сомнения, они соответствуют. Получить признание от представителя сексуальных меньшинств, конечно не моя мечта, но раз Вам нравиться......

Людвига, Вы с чего решили, что натуралы уже стали в России меньшинством?
Замечтались, тётенька....)

Steven Lubman
6 июн 2014 19:48

Русский антифашизм такой антифашизм.

Сергей
19 июн 2014 17:19

Совершенно с Вами согласен, причём по всем пунктам!

Простой
6 июн 2014 04:43

он как шпицрутен и убогий. А ещё в детстве кошек мучал.

Владимир Уляшев
6 июн 2014 10:51

Мне как-то жалко (честно!) слушать Запад и вот таких аналитиков. Они не только смотрят вчерашним днем, но и стараются изо всех сил задержать себя и всех во вчерашнем.
А Путин - даже не в сем дне, а - в завтрашнем!

Есть ли в этом опасность для России? - Да. Путин, для того, чтобы перестраховаться, может забежать далеко вперед, а вот его окружение - весь этот чиновничьий и околовластный сброд может не согласиться с такими темпами и просто саботировать нововведения. И вот в это место может ударить враг.


Еще раз говорю:
Америка старается быть всегда и во всем впереди, но на этот раз Россия забежала далеко вперед.
И теперь Америка встала и других не пускает вперед. Дескать, "это не наше, мы пойдем другим путем".

Все послушно остановились, но
в большом сомнении:
"Да, если мы пойдем другим путем, то Путин останется в стороне. И Россия на обочине истории. Но ...
А вдруг это и есть наш путь? И других путей не существует?!!
Тогда Путин пойдет по нашему пути впереди нас!
И Россию мы уже никогда не догоним..."


Вот так вот! господа хорошие.
И никак не иначе.

6 июн 2014 12:46

И Путин, такой молодой и юный Октябрь впереди!!!
Пора попов выселять с Валаама, скоро придется лагеря востанавливать. Спрячем свою подлость за хилой спиной вождя и будем сидеть тихо, тихо, поскрипывая перьями по бумаге пописывая на соседа, жену, брата. Зато, как развернётся наша ненависть на вождя когда он сдохнет. Мы его могилу слюнями забрызжем в готовности выкопать и развеять пепел по ветру. Но даже на это у нас нашей мерзкой смелости не хватит. Или история не потверждает мои слова. А пока, СЛАВА ВЕЛИКОМУ!!!!

Владимир Уляшев
6 июн 2014 13:22

Конечно, впереди! И только с 1-го ноября будет позади.
А потом опять...

Я чуть ли не 10 лет уже говорю, что будет "маленький 37-й год". Но - слабо.
И оно уже идет...

И вчерашних мы пинать умеем...

плюс

Радик
6 июн 2014 13:45

А за что плюс-то ? Где тут мысль ? Можете пояснить ?
Честное слово, не понимаю.

а что тут непонятного? Сейчас геополитически российская дипломатия работает на несколько ходов вперед.
ЕС дает крен. Влияние России растет, а США слабеет.

так что Европа на перепутье, ей решать с кем им по пути. Главное сделать правильный выбор.
вот вам на раздумье
http://7x7-journal.ru/post/43135

Горожанин
6 июн 2014 14:13

Владимир Уляшов: "Еще раз говорю:
Америка старается быть всегда и во всем впереди, но на этот раз Россия забежала далеко вперед."

Владимир, ей богу не пойму куда Россия забежала ?
Не можете пояснить ?

НИКТО И ЗВАТЬ НИКАК
7 июн 2014 12:26

Нет, нельзя, нельзя России забегать вперёд или вставать с колен: сразу все видят её голый зад...

Прохожий
6 июн 2014 12:52

Заценил фото товарища Щиголева и понял, что галстук тут уместен только как средство маскировки скудоумия и прохождения фейс-контроля. В народе в таких случаях говорят: как корове седло. Портупея без переодеваний, прямо на пиджак, вместе с георгиевской ленточкой, оттеняющей водянистые глаза, сделают Александра органичным. Помните: как надену портупею, так... Цельный получится образ, ламброзианский.

Чезаре Ломброзо, следовательно, образ будет лОмброзианский....

Ну и кто из нас ограниченный?)))

Сергей
19 июн 2014 17:29

Это ты, наш славный ладутько?!

Людвигу Ладутько
6 июн 2014 13:06

Как же вы правы. Бесконечно ходим по кругу. А в памяти большинства с тех времён остались только безумное ликование, энтузиазм, фанфары. Без штанов, но ракеты выше всех. )

человек на заглавном фото чем то на Троцкого похож.

6 июн 2014 13:38

а ещё больше на Махатму Ганди)

Ну неужели он не похож на Еврея ?!!!!)))))

Отдать бы тебя Щиголев
6 июн 2014 21:07

настоящим Щиглеманам-сионистам. Вот забавно бы было посмотреть. Там ведь тоже такие же есть больные на всю башку. Уверен, что такие как ты "герои", а вернее моральные уроды, там сами себе, своими ногтями обрезание делают и пейсами в миг обрастают.

С портупеей обделались, так жаба ненависти душить стала? )

А ты Радик на Берию
6 июн 2014 19:42

Ну, вылитый!

нене
6 июн 2014 21:01

как физиономист скажу, не похож он

Сергей
19 июн 2014 17:34

"ФизиоГномист". Садись. Два.

Сергей
19 июн 2014 17:32

Согласен.

оборзеватель
6 июн 2014 20:06

вот отМорозов отморозил то. спросите хоть этого дядю - зачем русские за Крым с турками бились, где тогда были евро-зайцы и раз их там не было то зачем им Крым сейчас

Саша
6 июн 2014 21:01

Какой тонкий юмор, прямо Петросян, всех рассмешил, и себя даже. Ну, молодцаа ))) Скажи ещё раз и порадуйся, нарциссик ты наш )) Ну повтори ааа...
Пятница, стол уже накрыт поди.. )))

Вот ни один Еврей не предъявил мне претензию, одни зассанные анонисты.
А всё потому, что Евреи люди (в большинстве своём) умные, и юмор понимают правильно...))))

Приятных выходных...)

З.Ы. Подозревать стал, что Каганцов умный)))).....

Нарцисс
6 июн 2014 21:59

Прочитал про Чезаре. Теперь про Нарциссизм. Оообиделся что-ли ? ))) Ничего, подтянем тебя в культурке. И назначим начальником над всеми Маргиналами. Будешь ихним Фельдфебелем. Увы, IQ не поддаётся корректировке. Придётся уж смириться и жить с тем немногим, что отпущено всевышним.
Хорошо закусывай во время приятных выходных ))

Не закусывает?
7 июн 2014 03:57

А Щиголев что? И алкаш?

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьВоронежЕдиная РоссияКрымОбществоПолитикаПутинУкраина