16 января будущего года директор фонда «Серебряная тайга», кандидат лесных наук Пшемыслав Маевски покидает свой пост и уезжает в Швецию. Об этом он сообщил«7x7» после пресс-конференции, посвященной двойному юбилею этого фонда.
Фото Игоря Бобракова
По словам пана Маевски, он в первый раз приехал в республику 17 лет назад, будучи сотрудником Шведского университета, чтобы собрать сведения о девственных лесах Коми. Но затем получил предложение заняться интереснейшим проектом «модельный лес «Прилузье».
– Я приехал на три года для экзотики, было интересно, но потом продлил пребывание еще на три года, и еще на три года, вот так и остался, – признался пока еще руководитель фонда «Серебряная тайга».
В этом году проекту «модельный лес «Прилузье» исполнилось 15 лет. Он оказался всего на несколько лет моложе всей истории модельных лесов, которая началась в 1993 году в Канаде. Оказывается в этой стране лесной законодательство не поспевало за происходящими изменениями. Местное население выражало недовольство действиями властей и промышленниками. Так возникла идея модельных лесов, как некоей экспериментальной площадки, на которой управление лесами обговаривается всеми заинтересованными сторонами. По мнению Пшемыслава Маевски, модельные леса очень повлияли на лесную политику Канады.
В России быстро распространившейся по всему миру опыт модельных лесов внедрялся с большим трудом. Поначалу были выбраны шесть пилотных регионов, но четыре сразу выбыли – инициатива снизу не была поддержана властями и финансами. Остались только Башкортостан и Коми. Но на сегодня только наша республика – единственный российский представитель в международной сети модельных лесов.
Идея создания модельного леса в Коми появилась благодаря Всемирному фонду дикой природы, и в течение первых девяти лет проект финансировался Швейцарским агентством развития. Затем в разные годы его поддерживали компания Mondigroup, фонд «Форда», «Международная сеть модельных лесов», проект «Балтийский ланшафт», но 25 процентов бюджета своей организации его сотрудники зарабатывали сами на консультациях.
Леса Прилузья показались экспертам наиболее репрезентативными и доступными. Таким образом, на площади 800 тысяч га Прилузского лесничества была создана действующая модель устойчивого управления лесами, опыт которого постепенно распространился, как на другие районы республики, так и на соседние регионы.
Десять лет назад роль главного координатора взял на себя Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга». Кроме того, как пояснил заместитель директора фонда, кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Паутов, фонд отвечал за творческий и инновационный подход, за постановку и решение долгосрочных проблем.
Фото Игоря Бобракова
Именно благодаря фонду удалось, в частности, привлечь к управлению лесным ресурсами местных жителей. Специалист фонда Валентина Семяшкина рассказала, что местное население зачастую было просто не в курсе того, что творится на их лесной территории рядом с селом. Было принято считать, что для этого есть специалисты. И оказывалось, что предприятия, взявшие участки леса в аренду, вырубали места традиционного природопользования – охоты, сбора грибов и ягод.
Одним из реальных результатов работы фонда стало проведение общественных слушаний при передаче леса в аренду. В Прилузье появился первый общественный лесной совет, а затем подобный совет появился и в Удорском районе. Разработаны различные документы по разрешению конфликтных ситуаций между населением и промышленниками.
Сложная социально-экономическая ситуация во многих лесных поселках заставила обратить внимание и на эту проблему. Так появился проект «Лесная деревня». А затем и другие проекты – «Леса высокой природоохранной ценности», «Экосистемные ландшафтные основы для планирования лесного хозяйства и FSN сертификации» и «Модельная река Мезень».
Фото Игоря Бобракова
С уходом Пшемыслава Маевски деятельность фонда не остановится. Новым директором станет его нынешний заместитель Юрий Паутов. А местом приложения сил и знаний самого Маевски станут страны Балтии, где также приступили к реализации проектов модельных лесов.
рекомендации фонда без всяких изъятий прямым текстом в закон прописать бы, и было бы счастье в нашем лесном краю.