Приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву может негативно отразиться на партнерстве России с Западом
Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ
Тема нового приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву стала вчера одной из главных на первом в новом году заседании подкомитета Европарламента по правам человека. К этому времени ключевые оценки на Западе уже были сделаны. Практически сразу после объявления решения Хамовнического суда президент Европарламента Ежи Бузек назвал приговор по второму делу Михаила Ходорковского "символом систематических проблем судебной системы, правового нигилизма и нарушений прав человека в России", а глава МИД Евросоюза баронесса Кэтрин Эштон — "разочарованием и поводом для серьезного беспокойства".
Более того, госпожа Эштон прямо объявила: "Независимость суда и право каждого гражданина на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в Европейской конвенции по правам человека, которую подписала Россия, имеют решающее значение для стратегического партнерства между ЕС и РФ, и верховенство закона является краеугольным камнем "Партнерства для модернизации"". По сути, это означало предупреждение со стороны ЕС: при отсутствии в России независимого суда стратегическое партнерство с ней невозможно.
Обеспокоенность сообщениями о нарушениях в ходе процесса по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева выразил представитель госдепа США Марк Тонер. А американские СМИ распространили комментарий неназванного высокопоставленного представителя администрации президента США, в котором говорилось, что суровый приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву усложнит процесс вступления России в ВТО.
Поэтому, открывая вчерашнее заседание подкомитета Европарламента по правам человека, его глава, депутат от партии "Зеленые" Хейди Хаутала (Финляндия) с грустью отметила, что, пока европарламентарии праздновали и отдыхали, права человека в мире были попраны самым прискорбным образом. Большую часть своего выступления она посвятила критике приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Решение Хамовнического суда госпожа Хаутала назвала "провалом судебной системы России, выставляющим модернизационную программу президента Медведева на посмешище". "Российская судебная система и ее карманный суд без труда выносят обвинительный приговор по делу Ходорковского. Разговоры о модернизации в стране со столь политизированной судебной системой, открыто презирающей верховенство закона, не заслуживают доверия",— объявила глава подкомитета Европарламента.
Она предоставила слово одному из адвокатов экс-руководителей ЮКОСа Марии Логан. Та зачитала евродепутатам отрывки из последнего заявления ее подзащитных на суде и объяснила, что такое "первый закон Чурова (глава ЦИК РФ Владимир Чуров.— "Ъ")": "Путин всегда прав. Если Путин не прав, значит, вы что-то неправильно поняли". Парламентарии долго смеялись.
Между тем одного словесного осуждения России евродепутатам показалось мало. Группа парламентариев во главе с представителем Партии либерал-демократов Кристиной Оюланд (Эстония) призвали коллег рассмотреть возможность введения визовых и экономических санкций против российских чиновников, причастных к вынесению несправедливого и политически мотивированного, по их мнению, приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. "Госпожа Оюланд предлагает ввести санкции против ряда российских чиновников и политиков, причастных к гонению на руководителей ЮКОСа, как это недавно было одобрено Европарламентом по делу Сергея Магнитского,— пояснил "Ъ" пресс-секретарь депутата Джоэл Хирв.— Приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева сопровождался значительными нарушениями законодательства и прав человека. Санкции — это единственная возможность заставить российские власти соблюдать верховенство закона. Представители Европарламента и других европейских учреждений долго пытались убедить своих российских коллег на словах, но эти дискуссии оказались путем в никуда".
Сама госпожа Оюланд вчера была недоступна для комментариев, поэтому уточнить, кого именно она бы хотела увидеть в "списке Ходорковского", "Ъ" не удалось. Напомним, что именно Кристина Оюланд была одним из наиболее активных сторонников принятия Европарламентом поправки о введении визовых и экономических санкций против российских чиновников, связанных с делом аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского (см. "Ъ" от 17 декабря 2010 года). "Я требую наказать российских чиновников не потому, что не люблю Россию — у меня у самой русские корни,— а лишь потому, что считаю: граждане России заслуживают лучшего. Они, так же как и европейцы, должны иметь право жить в стране, где уважаются права человека и закон равен для всех",— пояснила тогда госпожа Оюланд "Ъ".
Ее призыв о введении санкций по делу Ходорковского вчера активно поддержали представители других европейских партий. "Второй приговор по делу ЮКОСа последовал после гибели Сергея Магнитского и убийства Анны Политковской. Если ничего не предпринимать, будут следующие жертвы. Время тихой дипломатии по отношению к России прошло, пора перейти к действиям",— заявил депутат от партии Христианских демократов Троян Унгуряну (Румыния). "Правовой нигилизм в России набирает силу. Президент Медведев говорил о модернизации и обещал перемены, но ситуация становится только хуже",— поддержал коллегу депутат от Партии зеленых Вернер Шульц (Германия). В итоге члены подкомитета договорились вынести вопрос о реакции Европарламента на приговор по делу ЮКОСа на пленарную сессию, которая откроется на следующей неделе.
В России все обвинения по поводу приговора экс-руководителям ЮКОСа категорически отрицают. Еще в конце минувшего года критикам ответил МИД РФ: "В случае с Ходорковским и Лебедевым речь идет о серьезных обвинениях в уклонении от уплаты налогов и отмывании доходов, полученных преступным путем. В любой стране подобные деяния относятся к уголовно наказуемым. В США, кстати, за них дают пожизненные сроки тюремного заключения. Суждения о каком-то избирательном применении правосудия в России безосновательны".
"Утверждения о том, что решения наших судов далеки от правосудия, основаны лишь на сообщениях СМИ и заявлениях адвокатов — точку зрения прокуратуры и суда они игнорируют,— прокомментировал "Ъ" вчерашнюю инициативу Европарламента заместитель главы комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов.— Еще даже не до конца выполнены все юридические процедуры — адвокаты только подали апелляцию,— а европейские и американские политики уже выносят суждения, что система не работает. Это игра в одну калитку. Совершенствование нашего правосудия — это дело нашей страны". Депутат предположил, что "политики в США и Европе так интересуются именно делом Ходорковского потому, что он самый богатый заключенный в России, у которого были и, наверное, еще есть средства для обеспечения такого рода пиар-кампаний". "Я задавал им такой вопрос и ответа на него не получил",— посетовал собеседник "Ъ".
Елена Черненко
Источник: Коммерсантъ
Имела Россия эти страны
Во всей этой "Европе" только 3 страны хоть как-то важны для России: Германия, Франция и Италия. Остальными стоит пренебречь. Для начала снизить уровень дипломатического общения до консулов. Затем прекратить выдачу виз жителям ВСЕХ стран, кроме упомянутых трех. Ну и прекратить сотрудничество с ЕСПЧ.
Хотя если русские чиновнички не смогут ездить в Европу, это будет хорошо.
и ещё в добавок выслать дубяру из штатов в комяндию, с отключением от инета
вот оно что михалыч!!!!
во как дубяра то обоссался за чинуш путлеровских и их детишек,
надо же, их не будут с наворованным баблом к дубяре в гости пушать
УОЖС
Кипит и булькает каша, заварившаяся в декабре и обильно политая солью разочарования…
Впрочем, кто-то здраво рассудил – а хрен ли перед тобой, коза, плясать? На выходе это, может, и неплохо. Пока соблюдается внешняя законность, остается большой простор для сидения ровно. Все, что происходило раньше, задевало абстрактного Ходорковского или абстрактного Немцова, или абстрактного Лимонова. Конкретно меня это, вроде, не касается, думал, например, два года назад нынешний защитник Химкинского леса или тот же бедняга Мохнаткин. Все изменилось. Каждый получил свое – срок в 2,5 года за человеческую порядочность и трассу после всех обещаний. Судью Боровкову по будням и Данилкина по случаю крупных несогласий. Судя по молчанию президента, он стоит наказанный в углу. А мы все отсиживаем свои первые, но отнюдь не последние 15 суток.
Кстати, полковник Гомон уже запретил одиночные пикеты. Своей властью. Путин отменил 31 статью Конституции РФ и отказался от Декларации прав человека, заодно поправ и принцип законности, и многое другое… Медведев покорно подписался под всей этой ересью, ибо молчание – знак согласия. Робко вспротестнул Чубайс. «Молчали желтые и синие, в зеленых – плакали и пели». Нам воочию явлен завтрашний день – посмотрите на белорусские выборы. Нам осталось либо расслабиться с широко зажмуренными глазами, заколоченным ртом, выставив руки, чтобы удобнее было заковывать, либо всерьез искать креативные ходы.
Менты становятся свидетелями на судах и врут без зазрения совести. Ужас, правда? А ведь пока каждый сам по себе, все будет так же. Власть ушла вперед в беззаконии и в быстром реагировании, в лихой наглости и откровенной жестокости. Мы с вами – на том же месте. Однако это означает проигрыш подчистую. Я не вижу смысла взывать к какому-то одному слою, например, к интеллигенции. Ее роль сегодня ничтожна. Я полагаю, что наши фокус-группы, они же эксперты, они же потенциальные жертвы – это все, кому есть, что терять в растущем кислородном дефиците. Никакие шаги сами по себе роли не сыграют, ибо на любое несогласие власть отвечает беззаконным актом. Но при этом я понимаю, что каждое конкретное противление злу – тоже дело. И еще пытаюсь анализировать недавние ошибки. 26 августа Медведев поручил правительству приостановить строительство трассы… Что можно было сделать за период, завершившийся после возобновления стройки? Более того, сейчас нельзя исключить, что все приостановки были только танцевальными па из Марлезонского балета.
И Путин и Медведев приходили с тезисами о верховенстве закона. На сегодняшний день верховенство закона абсолютно. Законом является тот самый товарищ, который на прямой линии с народом говорит про мозги в гараже. Знаете, чьи мОзги он имеет в виду? Наши с вами. Закон – это он. Кому не нравится, извините. Медведев в интервью Financial Times в 2008 году пообещал не вмешиваться в процесс ЮКОСа. Он и не вмешивается. И в процесс Мохнаткина не вмешивается. И в процесс Немцова. И в процесс Магнитского не потянуло вмешаться. И в ситуацию с нелетающими по малопонятной причине самолетами… Ему пообещали потешную армию в Сколково, он и ждет. А остальное — не его ума дело. Есть и поглавнее его.
Вопрос «что делать?» становится в полный рост. Можно продолжать фиксировать беззакония — это уже никого не удивляет. Если уж являть городу и миру портреты неправедных судей, то не только в интернете, а расклеивать их на улицах, например. Кстати, а что — есть только одна фотография Боровковой, с практически нечитаемым лицом? Я за то, чтобы портреты этой сладкой парочки — Боровковой и Данилкина — висели повсеместно с заголовком «И ЭТО – закон?». Но это мелочи, основное еще предстоит придумать. Думаем, дамы и господа, или отпрыгались?
моя прелесссть....мои грибочки
Этот "неназванный высокопоставленный представитель" – МкКайн. И сделал он упомянутое заявление на встрече в Paul H. Nitze школе международных отношений (SAIS) 10 декабря. Всё было легально и официально. Непонятно, почему и кем он был неназван http://mccain.senate.gov/public/index.cfm?FuseAction=PressOffice.PressReleases&ContentRecord_id=d07fd54f-e2c4-0c13-4f8d-5af54bbf1c3e
МкКайн НЕ МОГ не сделать это заявление - дружба с Либерманом обязывает. И он ничего не говорил, что что-то будет затруднено. Он просто сказал, что Конгрес, возможно задаст вопросы России по этому поводу. А может и не задаст - это дело Конгреса.
МкКайн - это Жириновский американской политики, только без интуиции. Не понимаю, как Аризона его терпит.
ВСе эти разговоры о Ходорковском в Европе и Америке просто необходимый ритуал. Пляски вокруг ритуального костра. Если Конгрес решит, что с России больше взять нечего (в смысле уступок) – то быть ей в ВТО в этом году. Если решит, что можно её еще потрясти – нет. Всё очень просто. К Ходорковскому это не имеет ни малейшего отношения как бы некоторым этого не хотелось.
count1/