Разговоры о необходимости строительства глиноземного завода в Коми начались одновременно с добычей бокситов на Средне-Тиманском месторождении в 1998 году. К 2000-му году был выполнен технико-экономический расчет проекта, а еще через год глава РК Юрий Спиридонов заявил журналистам, что перспективу строительства завода, который позволит в три раза сократить объем грузопотока, транспортируя со Средне-Тиманского рудника не бокситы, а глинозем, обсуждают две крупнейших алюминиевых компании России — «СУАЛ» и «Русский алюминий». В январе 2001 года руководство вышеназванных компаний сделало заявление, что строительство завода предположительно начнется в 2002 году.
- Однако в 2002 году взаимоотношения «СУАЛа» и «РУСАЛа» дали трещину и о проанонсированном совместном строительстве завода речи уже не шло. «РУСАЛ» вышел из проекта, а разрабатывавший Средне-Тиманское месторождение бокситов «СУАЛ» заявил о запуске нового, более амбициозного проекта «Коми Алюминий», предусматривавшего расширение и модернизацию существующего бокситового рудника с увеличением его производительности до 6,5 млн.т. в год, строительство глиноземного завода (1,4 млн.т.), а также алюминиевого предприятия в Печоре (300-500 тыс. т. первичного алюминия). Стоимость будущего глиноземно-алюминиевого комплекса была оценена в $2,1 млрд. и «СУАЛ» приступил к поиску стратегического партнера по осуществлению проекта.
- Весной 2003 году казалось, что цель достигнута - «СУАЛ» заключил соглашение в сотрудничестве по реализации мега-проекта с французской компанией Aluminium Pechiney, согласившейся взять на себя почти половину расходов. Но сотрудничество закончилось, не успев начаться: Pechiney поглотила канадская алюминиевая компания Alcan, интереса к проекту не проявившая.
- Тогда «СУАЛ» вступил в переговоры с другим мировым гигантом по производству алюминия — американской компанией Alkoa. Но и здесь не срослось: осенью 2004 года американцы окончательно отказались от участия в проекте из-за того, что РАО «ЕЭС России» не гарантировало предоставление фиксированных тарифов на электроэнергию Печорской ГРЭС для «Коми Алюминия» по причине отсутствия гарантий со стороны «Газпрома» на длительную консервацию цен на газ.
- Не найдя стратегических партнеров для реализации проекта «Коми Алюминий», «СУАЛ» решил привлечь инвестиции международных финансовых институтов. В том же 2004 году, проведя успешные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией (структурой Мирового банка), «СУАЛ» получил $150 млн. в качестве первого транша и обещание на инвестирование в проект еще $600 млн.
- 2005 год ознаменовался тем, что отношения между Виктором Вексельбергом и Олегом Дерипаской восстановились на «довоенном» уровне, и «РУСАЛ» вернулся в проект, войдя в «Коми алюминий» на паритетных с «СУАЛом» основаниях. Правда, речь теперь шла только о глиноземном производстве, без алюминиевой составляющей проекта. Строительство новые-старые партнеры предполагали начать в том же году, в 2008 году получить первый глинозем, а еще через год вывести завод на проектную мощность.
- Весной 2006 года глава РК Владимир Торлопов во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что, если сейчас будет подписан документ о выделении лимитов газа для глиноземного завода, то через три года это будет второй в мире по объемам выпускаемой продукции завод. Глава отметил, что строительство приведет к изменению структуры экономики Коми, и что вокруг завода образуется новый город с населением 25-30 тыс. человек.
- Нажать на газ, однако, долго не удавалось. К тому же против строительства глиноземного завода, опасаясь, что деятельность будущего комбината будет сопровождаться загрязнением поверхностных и подземных вод, выступили общественные активисты Комитета спасения Печоры. «Зеленые» провели ряд акций, в частности, выставляли пикеты у здания московского представительства Мирового банка, как одного из инвесторов проекта. Еще один скандал разразился после того, как общественникам стало известно, что строительство дороги к площадке предполагаемого размещения глиноземного завода ведется без заключения экологической экспертизы и за государственный счет.
- Все вышеперечисленное, а также начавшийся в конце 2006 года процесс поглощения «РУСАЛом» «СУАЛа», привело к тому, что сроки начала строительства завода переносились раз за разом. Наконец, во второй половине 2008 года «Газпром» заключил-таки с «РУСАЛом» и правительством Коми соглашения о предоставлении необходимых лимитов на газ и строительстве газопровода-отвода от системы магистральных газопроводов «Бованенково— Ухта» до места расположения будущего Сосногорского глиноземного комплекса и пообещал начать поставки природного газа на завод в 2012 г.
- Но тут разразился мировой финансово-экономический кризис. Сроки строительства газопровода «Бованенково-Ухта» сдвинулись, и разрекламированный за десятилетие глиноземный мега-проект исчез с повестки дня. Тогда казалось, что навсегда.
- И вот — новая попытка реанимации. Как сообщила пресс-служба Главы и Правительства РК, 14 сентября Вячеслав Гайзер и заместитель генерального директора «РУСАЛа» Владислав Соловьев обсудили во время рабочей встречи, состоявшейся в Сыктывкаре, «возможность возобновления строительства в Сосногорском районе глиноземного комплекса и достигли предварительного соглашения о совместной реализации проекта. Рассмотрена возможность начала строительных работ в 2013 году, реализация проекта рассчитана на 4 года...В ближайшее время будет создана совместная рабочая группа..., в которую войдут представители Правительства Республики Коми, ОК «РУСАЛ» и Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми, являющегося одним из инвесторов».
- Экс-министр промышленности и энергетики РК Николай Герасимов, в свое время приложивший много усилий для продвижения проекта, сообщил «7х7», что считает вопрос со строительством «перезревшим» и верит в реальность его осуществления. Не намерены ставить палки в колеса участникам строительства и «зеленые». По крайней мере, пока. Заместитель председателя Комитета спасения Печоры Тамара Макарова в беседе с корреспондентом «7х7» заявила, что «существующий сейчас проект строительства хороший, там предусмотрена бессточная технология». «Другое дело, будут ли все проектные условия соблюдаться?», - поделилась своими опасениями представитель комитета.
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Глинозёмный завод катастрофически необходим. Это даёт инфраструктуру и рабочие места.Без этого жизнь не имеет смысла в нашем забитом регионе.
Almina переводится на японский "глимнозём"! Удачи и квантового чуда 31 декабря 2012 Прохоровым Михаилом!