В Сыктывкарском городском суде по делу бывшего председателя Избиркома Коми Елены Шабаршиной, обвиняемой во взятках, бывший начальник управления информации администрации правительства республики Павел Марущак рассказал, что заместитель главы Коми Алексей Чернов и заместитель председателя правительства республики Константин Ромаданов передавали друг другу деньги. На заседании 22 февраля свидетель заявил, что делать они это могли по дружбе, передает из зала суда корреспондент «7x7».
Государственный обвинитель Людмила Собчук по видеоконференцсвязи спросила, передавал ли Константин Ромаданов деньги Чернову.
— Я видел не раз и не два, как какие-то деньги приносились. Даты я не помню. Но они между собой тесно взаимодействовали и даже дружили. Иногда Чернов передавал деньги Ромаданову, иногда — наоборот. Но это были небольшие деньги, не чемоданами носили, гражданский оборот, — рассказал Марущак.
Представитель стороны обвинения заявила ходатайство об оглашении очной ставки, которая состоялась между Шабаршиной и Марущаком в Москве в ноябре 2016 года. Елена Шабаршина считает, что во время нее были допущены нарушения, которые не позволяют огласить ее в суде — Марущаку тогда не объяснили о его ответственности в качестве свидетеля.
Судья возразил, что в суде можно оглашать любые сведения, имеющие отношение к делу.
В протоколе очной ставки говорится, что с 2014 по 2015 год Марущак не раз видел, как Ромаданов передавал Чернову полиэтиленовые пакеты серого и синего цвета. Он видел, как Чернов вскрывал аналогичные пакеты в своем кабинете, там были пачки денег на суммы от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Потом тот передавал пакеты некоему Сергею в конвертах, говоря, кому они предназначены. Шабаршиной пакеты передавали 5–7 раз. Шабаршина говорила, что ей необходима квартира в Москве для дочери. Также однажды передавали конверт для Родова (экс-заместитель руководителя администрации главы и правительства Коми Анатолий Родов). Марущак также знал, что деньги выдавал и Ромаданов, но когда и кому — неизвестно.
Защита Шабаршиной возразила, что судья читает показания выборочно, чем нарушает права обвиняемой.
Судья продолжил зачитывать показания Марущака, в которых говорилось, что за деньгами к Чернову обращалась также руководитель программы «День» Наталья Крутских. С ней заключили договор, согласно которому на программу выделялось 100 тыс. руб. ежемесячно (в 2016 году признана виновной в растрате вверенного имущества и злоупотреблении полномочиями).
Во время очной ставки Марущак также рассказал, что не знает, какие именно суммы выделялись Шабаршиной. По его словам, Чернов раскладывал деньги, которые были в его кабинете по конвертам. Он заявил, что слышал разговор между Черновым и Гайзером (экс-глава Коми Вячеслав Гайзер) о том, что квартиру Шабаршиной в Москве они купить не могут, но могут увеличить выплаты в два раза.
Павел Марущак подтвердил эти показания, а после заявил, что не может назвать передаваемые Шабаршиной деньги взяткой, так как она предполагает встречные услуги, которые Шабаршина, по его мнению, не оказывала.
Он настаивал также на том, что никаких противоправных действий со стороны Шабаршиной не было, а деньги были ей нужны на лечение родственника.
Дело о взятке в особо крупном размере против бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. На первое судебное заседание она прийти не смогла, как позже выяснилось, из-за попытки суицида.
Заседания возобновились осенью 2017 года. В октябре Шабаршина раскритиковала позицию обвинения, а позже отказалась от явки с повинной. Бывший первый секретарь Коми отделения КПРФ Вячеслав Шулепов, выступая как свидетель, рассказал о давлении на его партию со стороны представителей власти во время предвыборных кампаний. В суде допросили председателей территориальных избирательных комиссий, которые дали противоречивые показания. Засекреченный свидетель, который работал председателем участковой комиссии, рассказал о «людях Чернова», которые дежурили в подвале мэрии. Еще один свидетель объяснил, как на выборах 2011 года «Единая Россия» приписала себе по Сыктывкару более 30 тысяч голосов.
Но основные свидетельские показания касались поощрительных выплат членам «команды» Гайзера. Существование такой системы подтвердили несколько человек.
Алексей Чернов — один из фигурантов дела Гайзера, которое рассматривается в Замоскворецком суде Москвы. Экс-глава Коми Вячеслав Гайзер и несколько бывших чиновников Коми обвиняются в отмывании денег, коррупции и организации преступного сообщества, их арестовали в сентябре 2015 года. В марте 2017-го на судебном заседании Вячеслав Гайзер просил поместить его под домашний арест и пожаловался на трудности при ознакомлении с материалами дела. По словам адвоката бывшего замглавы республики Алексея Чернова, их уголовные дела «сфабрикованы управлением ФСБ по Коми».
На заседании 17 января гособвинение рассказало, как, на его взгляд, работало предполагаемое преступное сообщество и какую роль в нем играл каждый из фигурантов дела.