Авария на Чернобыльской атомной электростанции случилась 32 года назад — 26 апреля 1986 года. В очередную годовщину «7x7» предлагает перечитать монологи ликвидаторов трагедии и лекцию эколога Владимира Сливяка о перспективах атомной энергетики.
«Радиация пахнет ржавым железом»
Ликвидатор Анатолий Кипров рассказал о том, что пообещали будущим ликвидаторам в военкомате и с какой реальностью они столкнулись в итоге. Ощущения обычного рабочего на АЭС в 1986 году передает его цитата:
— Если плохо кушать, то радиацию было не перенести. В голове звенит, хочется есть, и утомление такое, как совсем не спал. Горло болело все время, как будто съел тысячу мороженок. У радиации был запах ржавого железа. Его ни с чем не спутаешь.
«В нашем государстве принято все страшное исправлять человеческим фактором»
Ликвидатора Николая Гагаринова призвали в Чернобыль в 40 лет, он работал шофером на фабрике. На ликвидации аварии он стал дозиметристом без всякого обучения. А уезжать после отбытия срока службы пришлось на попутках:
— Я все думал: почему же не построить раз в неделю тех, кто уезжает домой? Не сказать им: «Отъезжающие, спасибо вам, благополучия вам и вашим семьям, пусть ваши жены не плачут. Все нормально». Это было бы по-человечески, нам этого хотелось. Добраться до дома было непросто. Нам сказали, что свободных машин нет и «мы должны добираться как хотим».
«Наш чернобылец просил о госпитализации в апреле, а ему назначили на ноябрь»
Бывший врач Припятского отряда ликвидаторов Сергей Медведев рассказал о том, как его «уговорили» поехать к Чернобыльской АЭС:
— Мне комиссар сказал: «Нет проблем, пиши заявление об отказе, дело передадим в прокуратуру, офицеру запаса — от 5 до 8 лет лишения свободы за уклонение, а за это время вряд ли тебя будет ждать жена. У тебя не будет квартиры, когда ты освободишься». Это был, конечно, аргумент для меня. Все чернобыльцы говорят: «Если не я, то кто?». Я рассудил все аргументы и решил ехать. Потом мне сказали, что из 43 районных врачей все отказывались.
Сейчас, по словам Медведева, ликвидаторы стоят в очередях за лекарствами и санаториями.
«Нет технологий, которые стали бы барьером между радиацией и нами»
Эколог Владимир Сливяк из организации «Экозащита» на Баренц Эко-Арт Академии в 2016 году прочитал лекцию об изменении климата и современной атомной энергетике: она не так экологична, как о ней говорят, и не так выгодна, как можно подумать. По его мнению, в спорах о мирном атоме многие упускают из виду, сколько дополнительных расходов требует современная АЭС:
— Для того, чтобы снабдить энергией атомную станцию, которая не выбрасывает парниковых газов, надо сначала выбросить огромное количество парниковых газов на стадии изготовления топлива для нее. При честном подсчете цена атомной энергии намного больше, чем у любого другого источника энергии.