Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Новгород. Этюд пастелью.
Девять лет назад я приехал в Великий Новгород, поразивший меня в детстве укорененной и простой стариной.
Осень разгоралась над Волховом. Я брел пешком через всю Торговую сторону к Антониеву монастырю. Он таился за старыми кленами на окраине города. Их листья падали на мокрую после дождя аллею вдоль желтых корпусов университета.
Древний монастырский собор осел грубыми стенами, боровиком темнел отцветшей медью куполов. Говорят, строил его таинственный подвижник, чудно принесенный на валуне из самого Рима.
За алтарем подо мхом забвения и увядающей травой чернели давно забытые отеческие надгробия: статских советников, почетных граждан и купцов. Сиреневое небо сентябрьского вечера уже давило на последние вспышки солнца. До самых серых сумерок я не спешил уходить от этого древнего собора, от этих замшелых камней, из-под укромных арок кленов. Слезами горели за аркой обители фонари такси. И так жаль было оставлять тот задумчивый покой.
После я бывал там не раз, — последний — весной 2022-го. Но никогда не забыть тех сентябрьских сумерек у Волхова, мокрой пустой аллеи и потаенного собора под желтеющими кленами.