В России 15 июля завершился весенний призыв. Рассказываем, чем запомнились эти три с половиной месяца.
- Призыв до призыва. Призывники начали получать повестки еще до официального старта весеннего призыва 1 апреля. В марте и феврале многих уже начали вызывать на медицинское освидетельствование, что незаконно.
- Москва: электронные повестки, ЕПП и ОМПК. Многие москвичи получили весной электронные повестки, хотя до запуска Реестра воинского учета и Реестра повесток отправлять их было незаконно. Несмотря на то, что никакой юридической силы они не имели и никакого наказания за неявку по ним быть не могло, многие послушно по ним пошли и отправились в армию.
Новшеством стало создание в Москве Единого пункта призыва (ЕПП) и объединенной муниципальной призывной комиссии (ОМПК), незаконно заменившей собой существовавшие ранее 146 муниципальных призывных комиссий. Вместо детального и тщательного рассмотрения дел призывников, фактически был создан конвейер по призыву с тотальным нарушением прав и процедуры призыва. Можно утверждать, что в Москве по сути была создана система по нарушению прав призывников.
Призывники жаловались нам, что в ЕПП не допускают доверенных лиц, а также что всех поголовно заставляют проходить медицинское освидетельствование, включая тех, кто подавал заявления на АГС. Врачи, ориентируясь только на ЕМИАС (электронную медицинскую карту), игнорировали заболевания, жалобы и бумажные медицинские документы призывников, что незаконно. В итоге в армию отправляли людей с бронхиальной астмой, язвой желудка, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.
Отдельные проблемы возникали у тех, кто хотел «перехитрить» московский военкомат и перевестись на воинский учет в Подмосковье. Военкоматы Московской области отказывали таким призывникам в постановке на воинский учет, отправляя их в ЕПП в Москве, где их призывали на военную службу.
Облавы и силовой призыв. Сообщения об этом нам поступали из Москвы, Краснодара и Ростовской области. Стремясь выполнить быстро и любой ценой планы по призыву, военкоматы и сотрудники полиции незаконно задерживали молодых людей, доставляли их на сборные пункты, удерживали там силой, а в отдельных случаях применяли и физическое насилие.
Что удивительно, для многих людей силовой призыв и произвол полиции стал вполне себе обыденным делом и новой нормальностью.
Штраф как месть. Весной военкоматы традиционно запугивали призывников и активно выписывали штрафы — особенно тем, кто начинал «качать» свои права, — например, за неуведомление о смене места жительства или уровне образования. Фактически административные штрафы в руках сотрудников военкоматов стали инструментом наказания для «слишком умных».
Беззаконие и обман. А еще сотрудники военкоматов либо плохо знают законы, либо часто сознательно вводят людей в заблуждение, например, насчет отсрочек. Так аспирантам говорили, что они имеют право на отсрочку только в случае непрерывного образования, а некоторых студентов с отсрочкой просто призвали в армию.
Мобилизация. У людей сохраняется высокий уровень тревожности по поводу возможной новой мобилизации. Поэтому многие стали задумываться на перспективу и продумывать индивидуальные долгосрочные стратегии.
Весенний призыв позади. Он был трудным. Предстоящий осенний призыв обещает быть еще труднее, так как он может пройти в уже новых условиях: в ноябре планируется запуск единого реестра воинского учета. Не слишком расслабляйтесь летом, а готовьтесь к новому призыву.