Икону XV века, спасенную от гибели реставраторами ХХ и ХХI веков, перевезли 22 июня из храма Христа Спасителя в Троице-Сергиеву лавру, и в тот же день патриарх Кирилл сопроводил икону в Троицкий собор монастыря, которому она отдана министерством культуры в безвозмездное пользование на 49 лет.
«Проводили в последний путь», — горько сказала бывший ученый секретарь музея Андрея Рублёва Наталья Комашко — после того, как икону 5 января этого года досрочно изъяли из научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря и доставили в храм Христа Спасителя. В чем причина такого рвения патриарха, вот уже второй год не внимающего предупреждениям специалистов о рисках гибели иконы, возникающих при смене места ее пребывания?
Кирилл называет «Троицу» чудотворной иконой, хотя ранее, на протяжении шести веков, она таковой не считалась. Какого чуда ждет патриарх от вырванного из музея чудом выжившего памятника христианской культуры?
Посетители храма Христа Спасителя свидетельствуют: поток желающих увидеть икону в храме был более чем скромен. Если практически все посетители экспозиции икон Третьяковской галереи останавливались у «Троицы», то многие верующие в храме Христа Спасителя не обращают на икону внимания. Она для них – одна из многих икон, ее культурная ценность не читается в ярком убранстве современного храма. Памятник культуры высшего ряда стал в храме рядовой церковной утварью.
Смысл праздника «Троица» (явление Святого Духа апостолам в Сионской горнице на десятый день после Вознесения Христа) заключается в триединстве Бога. Три лика Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в неразрывном единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью. Вместе они и есть Святая Троица. В руках у каждого из ангелов скипетр — символ царствования. Смысловой центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая чашу, в которую стекала кровь Христа, когда он был распят.
«Троица» — икона, символизирующая само мироздание, она отражает божественное устройство мира. Вера в Триединого Бога составляет суть практически всех христианских церквей.
Павел Флоренский писал о «Троице» Рублёва: «…Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия... открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних».
«Троица» не принесет победу в войне, не поможет удержать разваливающееся царство, не будет орудием распрей и междоусобиц, не послужит отпущению грехов и прощению преступлений. «Троица» творит мир в душе человека.
Физическое состояние «Троицы» Рублёва требует максимального покоя. Икона, чтобы её жизнь продлилась как можно дольше, должна быть недвижима. Раз в год, именно на Троицу, реставраторы Третьяковской галереи, спасители и хранители иконы с 1929 года, переносили ее на руках в храм-музей Николы в Толмачах на территории самой Третьяковки.
Сама Церковь, не менее пяти раз записав икону поверх руки Рублёва за XVII – XIX века, сделала многое для ее гибели. Спасли «Троицу» для мира исследователи и реставраторы, начавшие в 1904 году свой великий труд, приведший икону через четверть века в Третьяковскую галерею.
С тех пор «Троица» Андрея Рублёва явлена миру в облике начала XV века, это и есть чудо. Возвращение «Троицы» в прикладное использование свидетельствует о полном непонимании Церковью и властями России великой культурной ценности этой иконы.
Остается надеяться на то, что служители культуры, реставраторы Третьяковской галереи и Центра им. Грабаря, не оставившие «Троицу» без попечения, сделают все возможное для ее сохранения.