13 апреля Юрий Благодаров и Эдуард Александров поспорили по вопросу продаж книг Благодарова в подведомственном Александрову бюджетном учреждении. Благодаров говорит, что к нему применили силу, Александров по этому вопросу молчит. Независимых свидетелей конфликта я не нашел, в нем разбираются Следственный комитет и прокуратура. Благодаров считает это насилие выражением напряжения между марийскими общественными организациями по вопросу политических, социальных и культурных прав марийского народа.
Рассказ Благодарова о событиях
Предыстория
- 12 апреля г. я хотел известить директора Общественно-политического центра Йошкар-Олы [бюджетное учреждение, существующее с уставной целью оказания услуг по развитию связей Марий Эл с международными, региональными и зарубежными организациями, политологическими и культурными центрами, учебными заведениями, учеными, деятелями политических общественных объединений, культуры и искусства, установления и развития связей с государственными организациями культуры и общественными организациями республики. Общественно-политический центр предоставляет свои помещения местным отделениям политических партий, общественным организациям для их работы, заседаний и приёмов граждан – прим. А.С.] Эдуарда Александрова, что в вестибюле Центра я на следующий день буду продавать написанные мной книги. Поскольку директора не оказалось у себя на месте, меня приняла заместитель директора по культурно-организационной работе. Она объяснила мне, что согласно Уставу, мне не разрешается продавать свои авторские произведения. Я спросил - какого Устава? Заместитель директора мне пояснила – устава общественной организации «Мер Кангаш», чей председатель Эдуард Александров одновременно является директором ОПЦ! [ранее в своих соцсетях Благодаров утверждал, что собеседница все же имела в виду устав ОПЦ. Там действительно не содержится прямых запретов на продажу в здании по адресу ул. Гагарина, д.8 чьих-либо книг – прим. А.С.]. Разве здание относится к «Мер Кангаш»? Моя собеседница мне не ответила. Я же ей сказал, что в любом случае буду реализовывать книги в вестибюле центра на следующий день. Ибо статья 1270 Гражданского кодекса России дает мне право использовать свои произведения, в том числе книги, в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе продавать их в ОПЦ. Кроме того, согласно статье 27 закон Марий Эл «О культуре» власти региона признают свободы, моральные, экономические и социальные права творческого работника, стимулируют деятельность писателей, направленную на улучшение и духовное обогащение жизни народа республики, сохранение и развитие культуры и искусства; способствуют материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре, расширяют возможности участия в различных областях культурной деятельности представителей всех слоев населения независимо от возраста и пола, обеспечивают для творческих работников льготные условия доступа в библиотеки, музеи, архивы и другие организации культуры.
Что случилось 13 апреля
- Перед концертом марийских коллективов художественной самодеятельности из Кировской области, я пришел в фойе ОПЦ со своими книгами. В то же время на втором этаже продавались сувениры и поделки. Но подошедший ко мне Александров стал выгонять меня из здания с двумя своими" братанами" [видимо, речь идет об охранниках ОПЦ - прим. А.С.]. Они отказались представляться, несмотря на мою просьбу, вырывали у меня телефон и книги, но обошлось без нанесения побоев. Кассир, другие сотрудники ОПЦ стояли и сидели в стороне, наблюдали. Я сопротивлялся и дал почитать «братанам» ст. 1270 Гражданского Кодекса. [На опубликованных Благодаровым на своей странице Вконтакте двух видеозаписях, сделанных, как утверждает Благодаров, 13 апреля в Общественно-политическом центре, я разобрал только разговор Благодарова с Александровым на повышенных тонах – прим. А.С.]. Выгнать и отнять мои книги Александрову и компании не удалось. Я по своей воле ушел из ОПЦ В 14:00, не продав ни одной своей книги, так как эти хулиганы распугали покупателей. При этом недовольные продажей моих книг подельники Александрова вызвали полицию, но ушел из здания до ее приезда.
Откуда злоба?
- Я состою в оппозиционном блоке [Благодаров - Председатель Йошкар-олинского отделения «Ылыжтымаш» (Возрождение) и Председатель общественного движения "Ош Поро Кугу Юмо Верч". «Ылыжтымаш» призывает марийцев объединиться вокруг идеи сбережения народа мари, сохранения марийской идентичности, намерено участвовать в выборном процессе с целью избрания Главой Марий Эл представителя марийской нации, достижения этой нации преобладания среди депутатов регионального парламента. Уставными целями "Ош Поро Кугу Юмо Верч." являются проведение социальных, благотворительных, культурных, научных мероприятий, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты языковых, религиозных, культурных и образовательных прав народа мари. Судя по соцсетям, деятельность обоих движений сводится к постам Благодарова и председателя «Ылыжтымаш» Геннадия Королёва в соцсетях на темы общественно-политической жизни в Марий Эл и жалобам Благодарова в органы власти – прим. А.С.], а он – в провластном [Александров – председатель «Мер Кангаш» - Всемарийского Совета, проводящего ежегодные Съезды Марийского народа и претендующего на представительство всех марийских национальных организаций и решение единым фронтом своих национальных интересов – прим. А.С.]. Мы выступаем против русификации народа мари, они нет. Мы выступаем за публичное обсуждение политических вопросов вроде развязывания войн, они занимаются только песнями и плясками. Мы выступаем против притеснения марийской национальной религии со стороны православного духовенства, они нет. Мы выступаем за внесение изменений в закон о заявочном обучении школьников родному языку коренной национальности, они, лишь создают группы по обучению языку черемис. Мы выступаем за обновление взглядов на историю мари, считаем нас потомками шумер, они по-прежнему относят мари к финно-угорской общности.
Прокомментировавшие ситуация и промолчавшие
- 14 апреля подал заявление в прокуратуру и Следственный комитет России. С учетом всех пересылок, должен получить ответ прокуратуры и следственного комитета к концу мая. Считаю, что действия Александрова как лидера Всемарийского Совета порочат национальную элиту. Александров дискредитирует свою должность, порочит согласие и единение мари. Не место ему быть среди лидеров марийской нации!
Почти ни одно марийское землячество не написало отзыв о конфликте, нет информации о нем в СМИ, кроме группы во "ВКонтакте" «Марий Эл онлайн». На ситуацию не отреагировали депутаты Госсобрания Марий Эл Лариса Яковлева и Наталья Пушкина. Резко с критикой выступила лидер женского движения "Айдеме лий" Инна Лапина.
Жрец марийской национальной религии Виталий Танаков посчитал трагедией ситуацию, когда мариец поднимает руку на другого марийца, назвал Александрова карателем марийского народа, предложил руководителям марийского национального движения осудить Александрова, снять его со всех постов.
Однако пришедший в комментарии к новости "ВКонтакте" юрист и общественник Михаил Лаптев считает, что статья 1270 ГК РФ не дает права Благодарову торговать в любом месте, где он пожелает, и склоняется к мнению, что, Александров на правах представителя собственника помещения мог запретить Благодарову торговать там книгами, раз собственник этой торговли не хочет.
_
В приемной общественной организации «Мер Канаш» меня перенаправили в Общественно-политический центр. В приемной ОПЦ Йошкар-Олы мне сообщили, что Александров в отпуске. Председатель «Мер Кангаш» прочитал вопросы, что я ему отправил в личные сообщения во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках», но не ответил на них.
24 апреля 2024 г. Благодаров снова захотел продавать свои книги в фойе ОПЦ, и в этот раз ему никто не мешал.