30 апреля в Сыктывкаре активисты Коми «Мемориала» провели очередную акцию памяти репрессированных медиков. К Часовне, посвященной жертвам политических репрессий, были прикреплены фотографии двух врачей и трех медсестер. Вот их имена.
Будущая советская разведчица Любовь Римм после окончания медучилища работала в Московском институте матери и ребенка. В 1932 году ее под именем Луизы Клаас вместе с мужем Карлом Марином Риммом (по легенде – ветеринаром Зельманом Клаасом) направили в Шанхай в резидентуру Рихарда Зорге. После провала одного из членов группы супруги вынужденно вернулись в Москву. Любовь Ивановна устроилась на работу в разведуправлении помощником начальника библиотеки. В 1937 году ее и мужа арестовали, обвинив в «участии в контрреволюционной террористической организации». Карла Римма расстреляли, а его жену приговорили к 8 годам лагерей. В 1939 году она попала в Воркутлаг, работала медсестрой и акушеркой в совхозе «Пригородный». После освобождения осталась в заполярном городе. Выйдя на пенсию, уехала в Эстонию.
Выпускник Санкт-Петербургской военно-медицинской академии Михаил Чехович после гражданской войны работал врачом в Витебской губернии. В 1929 году Особое совещание приговорило его по печально знаменитой 58-й статье УК РСФСР к 3 годам лишения свободы, и в составе Ухтинской экспедиции ОГПУ Чеховича отправили в Чибью (ныне Ухта). С 1931 года он работал врачом санитарного отдела Ухтпечлага, а после освобождения в 1932 году остался там же по вольному найму. Под его руководством проводились все противоэпидемические мероприятия. Скончался в 1950 году и похоронен на Загородном кладбище Ухты.
Будущий ученый-кибернетик Елена Маркова в годы войны работала в полевом госпитале Красноармейска Сталинской (ныне Донецкой) области, а после занятия города немцами устроилась на биржу труда и спасла несколько десятков раненых красноармейцев, подделав документы и выдав их за местных жителей. Однако после освобождения Красноармейска ее арестовали как пособницу врага и приговорили к 15 годам каторжных работ. Отбывала наказание в Воркутлаге (с 1950-го года Речлаге). В 1951 году ей снизили срок до 10 лет, в 1953 году освободили из заключения, а в 1960-м полностью реабилитировали. Она переехала в Москву, работала в Научном совете по кибернетике, в 1971 году защитила докторскую диссертацию по теме «Теория и применение комбинаторных планов в задачах идентификации и оптимизации». Умерла в прошлом году на 101 году жизни.
Главврача Владимир-Волынской городской больницы Арсена Ричинского неоднократно арестовывали польские власти за активную проукраинскую деятельность. Однако доказать обвинение не могли и выпускали на свободу. В 1939 году после присоединения Западной Украины к СССР он попал в лапы НКВД, был приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен в Воркутлаг, где работал фельдшером санитарного отдела. После освобождения в 1949 году Арсена Васильевича отправили в бессрочную ссылку в Казахстан, где он работал врачом и там же скончался.
Медработник София Саполнова в годы Великой Отечественной войны работал в эвакуированных госпиталях в Ессентуках и Тбилиси. В 1947 году ее осудили на 6 лет лагерей и отправили в Ухтижемлаг. После освобождения в 1953 году София Федоровна работала в детской амбулатории Ухты. В 1964 году вместе с врачом В. Архиповой занималась строительством и оснащением детской больницы. Через год стала главной медсестрой этой больницы и проработала на этой должности 22 года. После выхода на пенсию возглавила музей здравоохранения Ухты.
Все они ушли из жизни в мае.
Вечная память!