Главный и фундаментальный недостаток фильма-агитки Певчих состоит в том, что он сделан с гневом и пристрастием. Приходится слышать в ответ: А что там не так? В чем не правда? Какие факты ложные? Для человека, получившего историческое образование, ответ очевиден: тенденциозный подбор фактов. Когда одни факты отбираются и выставляются на показ, а другие игнорируются и замалчиваются. На выходе получается плоская и ложная картина.
Можно как угодно относиться к Сергею Пархоменко, Алексею Венедиктову и Альфреду Коху, упрекать их в конфликте интересов, что они, кстати, признают, но они справедливо указывают на этот базовый методологический недостаток фильма.
Sine ira et studio — латинская фраза, которая переводится, как «без гнева и пристрастия». Впервые она прозвучала в труде древнеримского историка Тацита «Анналы» в самом вступлении:
"Деяния Тиберия и Гая, а также Клавдия и Нерона, покуда они были всесильны, из страха пред ними были излагаемы лживо, а когда их не стало — под воздействием оставленной ими по себе еще свежей ненависти. Вот почему я намерен, в немногих словах рассказав о событиях под конец жизни Августа, повести в дальнейшем рассказ о принципате Тиберия и его преемников, без гнева и пристрастия, причины которых от меня далеки".
Вывод напрашивается. Фильмы с претензией на разбор прошлого должны делать не политики, а историки.