Люди постоянно возвращаются к моменту «до того, как», безостановочно пытаются представить, что могло произойти, если бы события пошли другим путем. Несостоявшаяся навсегда реальность умножает трагизм произошедшего. Это состояние становится причиной долгих и жестоких депрессий.
Когда такая утрата происходит в личной жизни, человек пытается найти утешение и опору в близких. Утрата родного человека – это потеря части себя, образно говоря, большая острая кровопотеря. Для того чтобы справиться с такой болью и таким шоком, нужны экстренные усилия близких и часто профессионалов – психологов, врачей. Нужно время. Не случайно среди причин суицидов – потеря близкого. Не все справляются, оказавшись в воронке внезапного одиночества.
Общественные утраты, затрагивая широкие круги общества, влияют на общественное сознание. Людей поглощают чувства бессилия, отчаяния и невозможности изменить ситуацию. Психологический эффект больших политических утрат сходен эффекту от террористических актов, производящих и распространяющих страх.
В таких ситуациях бремя ответственности за сохранение общественного психологического здоровья ложится на живущих лидеров. Это бремя может оказаться внезапным для политика, как и сама случившаяся утрата, но такое бремя либо принимают, либо не принимают.
Что важно понимать в таких ситуациях? Утрата невозвратима. Человек незаменим. Ничье место в жизни и обществе занять нельзя, у каждого – только своё место. Но вопрос не в том, какое место занимаешь ты сам. Вопрос в том, можешь ли ты общаться с людьми, переживающими утрату и физически ощущающими образовавшуюся пустоту.
Пустота в обществе чревата утратой перспектив, политической демотивацией, радикализацией общественных настроений. Гибель общественно значимого человека создаёт воронку острого горя, в которую затягивает всех, кого утрата затронула лично, и чувство потери становится на какое-то время объединяющим. Образно говоря, люди обмениваются чувством утраты и тем самым поддерживают друг друга.
Но вопрос о будущем остается открытым. Для того чтобы, несмотря на катастрофическое настоящее, сохранить у общества само видение будущего и понимание неизбежности перемен, нужно найти выход для энергии горя.
Этот выход может не быть и, скорее всего, не может быть близким. Он и не был близким. Никто не предполагал, что перемены близко, когда погибший был жив, но с ушедшим человеком у людей были связаны надежды по факту самого его присутствия в жизни.
«Ты есть» – это сильная психологическая поддержка. Когда «ты есть» меняется на «тебя нет», мир человека получает удар, сходный с землетрясением, почва мировосприятия уходит из-под ног.
Чтобы поддержать людей сейчас, им надо вернуть ощущение земли под ногами. Психологическое принятие утраты такое ощущение не возвращает. Нужно возвращение понимания сохранения будущего и после понесенной утраты.
Выходом является человеческое общение. Разговор с людьми. Уважение. Понимание. Соболезнование. Причастность. Терпение. Поддержка.
Ты есть – это обращение к человеку, пережившему утрату. Будущее предстоит тебе. Утрата будущего у погибшего не лишает будущего тебя. Будущее настанет.
Потребность думать и говорить о будущем дает пережившему трагедию обществу возможность собрать себя из осколков и вернуть себе потерянную надежду. Найти дорогу к будущему. Потому что надежда – это естественный маяк внутри каждого из нас. Нужно поддерживать свет в маяке.