В карельском парламенте отвергли законопроект об увеличении ежегодной выплаты людям, которые, будучи детьми, пережили Вторую мировую войну. Поэтому КРОО защиты прав граждан «Согласие» считает, что пора выносить проблему на федеральный уровень…
Чему отлично научилась наша власть, так это притворяться и лицемерить, скрывая за красивыми обещаниями свои истинные намерения, далекие от нужд граждан, особенно нуждающихся в заботе государства. Очередной пример случился на днях в заксобрании во время рассмотрения поправки в региональный закон «О детях войны».
Как сообщили карельские СМИ, парламенту Карелии не хватило голосов для принятия законопроекта депутатов-коммунистов, которые предложили ежегодно выплачивать «детям войны» ко Дню Победы по 3 тысячи рублей. В поддержку этого законопроекта проголосовали всего 13 депутатов, против были двое, хотя на заседании республиканского парламента присутствовали более 30 законодателей.
То есть партийное большинство, дабы не злить избирателей, просто не выразили своего отношения к предложению, которое на малую долю могло улучшить жизнь стариков. Напомним, в соответствии с существующим законом живущие в Карелии «дети войны» один раз в год с 2021 года получают 1 тысячу рублей…
«Во время обсуждения инициативы коммунистов в профильном комитете Законодательного собрания, представители республиканского руководства заявили, что на реализацию этой меры поддержки "детей войны" потребуется более 80 миллионов рублей, которых в карельской казне нет. Однако на пленарном заседании парламента Карелии оппозиция не преминула напомнить, что в республике нашлись деньги и на премии чиновникам, и на открытый каток на льду Онежского озера в Петрозаводске…», – говорится в прессе об этом нелицеприятном факте.
Заметим особо: по оценке республиканских властей, сейчас в Карелии насчитывается около 27 тысяч «детей войны». Тогда как на момент принятия закона – два с половиной года назад – к этой категории жителей республики относилось 33 тысячи человек! То есть Карелия за столь непродолжительный срок потеряла 6 тысяч «детей войны»… Чтобы улучшить жизнь оставшихся – денег в карельской казне нет, и точка!
Обратив внимание на этот факт, Карельская региональная общественная организация защиты прав граждан «Согласие», которая несколько лет назад отстояла в Конституционном суде Карелии право ветеранов труда РК на ежегодную индексацию ежемесячной выплаты, выступила с инициативой сделать категорию «дети войны» федеральной.
Председатель организации Елена Ильина написала в адрес президента РФ Путина: «Обращаемся к вам с проблемой, которая не решается в Российской Федерации и, в частности, в Республике Карелия, в течение многих лет. Речь идет о социальной поддержке категории граждан – "дети войны"».
Например, 25 января 2024 года в Законодательном собрании РК была отклонена поправка в закон Республики Карелия «О детях войны», предусматривавшая увеличение ежегодного одноразового пособия с 1 000 до 3 000 рублей и его последующую индексацию, так как бюджет региона – дефицитный.
Считаем, что «дети войны» в равной степени пострадали от тягот Великой Отечественной войны на всей территории Российской Федерации (тогда СССР), а меры социальной поддержки в регионах РФ разные, или их вообще не существует. Уверены, что в настоящее время необходимо принять единый Федеральный закон, утверждающий общефедеральный статус в отношении детей войны с равными стандартами социальной поддержки на всей территории Российской Федерации».
Не питая особых иллюзий, заметим, что накануне знаковых политических событий нет-нет, да и реализуются полезные для граждан инициативы. Именно так было накануне парламентских выборов в Карелии летом 2021 года. Гражданам сообщили, что республиканский закон о детях войны был инициирован фракцией «Единая Россия», и он устанавливает особый статус и меры поддержки для жителей Карелии, которые родились с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года.
«По мнению председателя заксобрания, секретаря Карельского регионального отделения партии Элиссана Шандаловича, это знаковое событие для республики», – гордо писала правительственна пресса. А сам лидер с пафосом заявлял: «Закон, который официально закрепляет в Карелии статус "Дети войны", принят. Этого ждали 33 тысячи наших земляков, чье детство было перечеркнуто войной. Этого ждали их дети, внуки, правнуки. Этого ждала вся наша республика. Нет сомнений, что люди, которые в годы Великой Отечественной войны, будучи детьми, перенесли все тяготы и лишения, трудились наравне со взрослыми, приближая Победу, так же, как и ветераны войны, ветераны труда, должны быть отмечены особым социальным статусом. Мы этого добились, справедливость восстановлена».
Причем, принятый законопроект был не первым в истории заксобрания, вызывавшим горькую иронию жителей Карелии. Во многом потому, что он практически ничего не давал людям, чье «детство перечеркнула война».
«Для новой льготной категории законом предусмотрены удостоверения, нагрудные знаки, единовременная выплата в размере 1000 рублей, внеочередной прием в государственных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, оказание квалифицированной специализированной медпомощи в Госпитале для ветеранов войн, бесплатное посещение культурных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях культуры республики», – перечислил Шандалович «прелести статуса из которых разве что денежная подачка имеет хоть какое-то значение.
На что возлагали надежды «дети войны» с принятием закона, рассказала тогда в «Петрозаводск говорит» журналист Антонина Крамских. «Какие меры социальной поддержки ждут пожилые люди с тяжелым детством? Об этом рассказала руководитель карельской региональной общественной организации «Союз инвалидов, детей Великой Отечественной войны» Галина Хотеева:
«Мы ждем, что дети войны будут получать ежемесячную доплату к пенсии в фиксированной сумме, вне зависимости от статуса пенсионера и размера его пенсии. Конечно, мы предполагали, что нам предоставят бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте и хотя бы один раз в два года бесплатную путевку в санаторий. Это была бы действительно реальная поддержка. А внеочередной прием врача – это несерьезно. Как врачи принимали, так и будут принимать. Мы нуждаемся в материальной поддержке, ведь пенсии у большинства детей войны маленькие…» Она сообщила, что предложения, связанные с тем, в чем реально нуждаются дети войны, от Союза инвалидов, детей Великой Отечественной войны были неоднократно направлены во всевозможные инстанции, в правительство, в Законодательное собрание РК. Но, похоже, что вместо реальной помощи детям войны предлагают поучаствовать в предвыборном шоу.
«Воспринимаю это, как плевок в душу…» — писал наш паблик в 2021 году в связи с принятием регионального закона «О детях войны». Тогда представительница поколения «детей войны» написала своему депутату, что отказывается от «унизительной тысячи», которую карельские парламентарии решили раздать людям, пережившим войну в детстве… Закон, на котором так долго пиарились карельские единороссы, по мнению многих — верх цинизма!
«20 июня (2021 года) по телевизору узнала новость о том, что будет единоразовая выплата в размере 1 тысячи рублей детям войны, — писала в своем обращении к депутату Кааламского сельского поселения Зое Болсун жительница Партала 1940 года рождения. — Я до глубины души возмущена этим решением нашей Карельской Государственной Думы. Воспринимаю это как унижение, как „плевок“ в душу. Я не хочу получать эту унизительную тысячу. На бесплатные культурные мероприятия нам не попасть, т. к. мы люди больные, у нас нет этих мероприятий, а чтобы на них попасть, надо выезжать, а транспорта нет…»
Между тем, еще за месяц до приятия законопроекта «О детях войны», КРОО защиты прав граждан «Согласие» обратилось к спикеру ЗС РК Шандаловичу с предложением провести широкое обсуждение законопроекта с гражданами, представителями категории «дети войны», чтобы узнать, в чем они реально нуждаются?
Вопросов было поставлено много. В частности, правозащитники указывали на то, что многие субъекты Российской Федерации имеют подобные законы, которые обеспечены серьезной финансовой базой. Например, в Красноярском крае принят региональный закон «о детях войны» по которому финансовая составляющая равна 470 миллионов рублей. Численность льготополучателей — 140 тысяч человек. А в Москве и Санкт-Петербурге «детям войны» платят по 1,5 тысячи рублей ежемесячно. «Почему при получении льгот для „детей войны“, пострадавших в равной мере, допускается в одном государстве такая разница? Что делается депутатами Законодательного собрания Республики Карелия для того, чтобы меры социальной поддержки „детей войны“ были на всей территории Российской Федерации одинаковыми, независимо от регионов, в котором проживают эти граждане?», — ставят перед Шандаловичем и депутатами ЗС общественники КРОО защиты прав граждан «Согласие» логичный вопрос. Ответ им дать не удосужились. Ну что же, снова написали — выше…
P.S. Когда же выйдет федеральный закон о «детях войны», про который говорят аж с 2014 года? Оказывается, в январе 2021 года Совет Госдумы РФ включил законопроект «О детях войны» в примерную программу весенней сессии ГД. Главное слово здесь — «ПРИМЕРНУЮ». Видя, что «воз и ныне там», к вопросу подключился Генпрокурор Игорь Краснов, который заявил: «… Вместе с тем, на федеральном уровне проект „О детях войны“ рассматривается законодателями уже несколько лет. Полагаю, что работу по его принятию необходимо завершать». Заканчивается январь 2024 года. А где закон? Нет его и когда будет — никто не знает. Вероятно, Госдума вспоминает о пенсионерах либо по прямой указке сверху, либо накануне больших годовщин.