Итак, в 2023 году люди стали возвращаться с фронта и реинтегрироваться в обычную жизнь. Ну как возвращаться, кому-то повезло вернуться, но проблема с отсутствием ротации звенит в обществе с каждым днем все громче и как реинтегрироваться - с интеграцией проблемы. В частности есть очень много проблем с возвращением на работу. Ну на обычную работу.
Во-первых, есть психологические аспекты. Ветераны, пережившие боевые действия, живут с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и другими психологическими проблемами. Отношения в рабочем коллективе - это не отношения в отряде, общение с заказчиком, каким бы мудаком он ни был - это не взаимодействие с врагом. Работа в коллективе, а это все-таки большинство работ, требует определенной психологической гибкости, а военная служба требует ровно обратного - ригидность, отсутствия разночтений, линейности. На работе основной софт скиллз - это поиск компромиссов, в армии что угодно, но не это. Даже если человеку повезло вернуться относительно ментально целым, возвращение в нормальную жизнь это как с доков пойти на светский раут.
Во-вторых, есть физические ограничения. Давайте предположим такую максиму: с некоторой вероятностью, довольно большой процент людей, которые отправились служить по контракту, - это люди, которые были задействованы в низкоквалифицированном ручном труде. Ну или даже в квалифицированном ручном труде, не суть важно, важно, что для многих работа была сопряжена с физической активностью.
Почему такое предположение? А это часто самые низкооплачиваемые работы, для которых контрактные заработки слаще всего выглядят. Многие ветераны, участвовавшие в военных операциях, сталкиваются с физическими травмами и ограничениями вплоть до инвалидности. Дворником особо не поработаешь, лопатой не помашешь. А даже если и не дворником - не будут местные "магниты" с "пятерочками" переделывать место кассира под инвалидную коляску. Все это может сделать трудоустройство на определенные должности затруднительным.
В-третьих, в стране в целом-то скрытая безработица. Нет, в России есть дефицит кадров, но это дефицит других кадров: это дефицит либо высококвалифицированных айтишников и управленцев, либо дефицит здоровых людей с развитой физической силой для работы на тех же стройках, куда снизился приток мигрантов из других стран, на заводах которые еще работают (оборонных, например) и так далее. В целом, в современном мире человеку с физической инвалидностью или с психическими проблемами есть где работать: можно выстроить себе безопасный и удобный мир домашней работы и жить на удаленке. Но для этого нужны компетенции. А люди с компетенциями не особо стремятся служить по контракту. Замкнутый круг.
По итогу мы, скорее всего, получим огромную безработицу среди инвалидов войны со всеми вытекающими последствиями, рост бандитизма, который уже давно предрекают и некоторое увеличение численности и без того бесконечного количества чопов.