Такая история: моя знакомая - журналистка оппозиционного издания, которая живет в России. Ситуация изначально не самая позитивная, но есть свои причины и пока нет открытых дел. Приходит она как-то на маникюр к новой мастерице, а маникюр это, по классике, разговоры за всякое по ходу процесса. Слово за слово, где работаешь, чем занимаешься, она говорит, а мастерица чуть одергивает руки, смотрит на нее взглядом испуганного оленя и спрашивает: «Слушай, а мне за это ничего не будет?»
Чиновники в России каждый раз рассказывают байки о том, что все эти иноагентские да нежелательные статусы никаким образом человека или организацию совершенно точно не дискриминируют, все законно, все по справедливости, На практике вот как выглядит жизнь оппозиционного журналиста в России: можно сколько угодно говорить о справедливости и отсутствии дискриминации, что само по себе даже на уровне прав полная чушь, но еще ужаснее это на человеческом уровне: реакцию у окружающих это вызывает такую, как будто человек говорит о том, что у него ВИЧ и весь букет гепатитов разом: страх и отвращение. Отвращение не потому что кто-то испытывает негатив к журналистам, нет, это как раз редкие случаи, отвращение перед чем-то чумным, опасным, не дай боже на меня перекинется.
Люди не только не хотят давать таким журналистам интервью, не только отказываются брать их на работу и сотрудничать с ними, а просто на совершенно бытовом уровне боятся контактировать. Дружить, общаться, иметь какие-то посторонние дела. Потому что никто не понимает, что это такое и к каким последствиям это ведет, а абсолютно каждый гражданин России: хоть самый яростный революционер, хоть патриот с портретом Киселева на стене, знает и чувствует, что государство - это непредсказуемая дубина, и, если ты окажешься где-то в контурах света прожектора, который направлен на какого-нибудь иноагента, тебе прилетит по касательной.
Вот такие восхитительные свободные медиа, которых чураются мастера маникюра. К мастерице и в принципе к людям вопросов-то ноль: они совершенно не виноваты в том, что боятся, потому что там, где нет внятной предсказуемости, регламента, понимания, там появляется страх. Вся страна живет в атмосфере страха, а медиа… медиа просто чаще за это огребают.
Интересно другое: через пару минут и несколько успокаивающих фраз мастерица встряхнулась, оправилась и начала ТАК ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ о российском государстве и войне, что там на целый список статей. Потому что этот дефицит безопасности работает и так тоже. Огромное количество людей ходит, вжав голову в плечи, но когда они видят кого-то, кому безопасно немного излить душу, это дорогого стоит.