Странно такое говорить, но кажется Россия как государство забыло, что заключенные тоже люди. Если вообще когда-то об этом думало. И я сейчас не говорю о тысячах людей, которых призывают в российскую армию из российских тюрем с целью отправки в мясные штурмы, где ежедневно умирали и умирают сотни и тысячи людей, больше, чем на любой войне до этого. Я говорю о беженцах, которых не видно и практически юридически не существует. Ведь на части так называемой «освобожденной» территории, куда пришли российские военные, были вполне себе заключенные, которые были осуждены украинским государством за настоящие преступления. Кто-нибудь задумывался, что с ними произошло?
Говоря о проблемах беженцев, мы часто говорим про проблемы с жильем, деньгами, поиском работы и, самое главное, оформлением документов. А что, если у вас не было документов? Ведь вывозя людей из захваченных тюрем, в лучшем случае, этим людям давали справку, откуда их освободили.
Никто не заботился оформлением новых паспортов для этих людей, в международном поле Украина считает этих людей осужденными, не прошедшими исправительного наказания. Россия считает их людьми без статуса, в лучшем случае, беженцами с судимостью. Те из них, кто пытается покинуть Россию, застревают в буферных зонах между границами, так как статус этих людей не может определить ни одно государство.
А если кто-то не пытается покинуть Россию, с чем он сталкивается? Ну оформление документов происходит в несколько раз сложнее, чем у обычных беженцев, для которых это тоже ад. Потом, в любых новых документах, стоит отметка о судимости, что усложняет итак непростой поиск работы для беженца. С поиском жилья отличий у них вроде бы немного, но это если не учитывать специфику человека.
А кто вообще оказывается в тюрьмах? Мы конечно сразу представляем себе маньяков, насильников и убийц, которые, вполне возможно, там тоже есть. Но, в основном, тюрьмы наполнены мелкими ворами и любителями каннабиса. Это картина верна для России и немного в другой процентовке для Украины.
Люди, идущие на ограбление, тоже не однородны, всегда есть меньшинство, которое хотело жить лучше, и большинство, которое не поняло, как жить не воруя. То есть, люди не справившиеся в жизни, те кто не закончил школу, не смог найти себе работу, попал в долги или другие жизненные сложности, после которых сдался и пошел на кражу. В идеальном мире, тюрьма должна помогать таким людям, давать им образование, работу и опыт. Чтобы человек после тюрьмы мог интегрироваться в общество. Но мы живем не в идеальном мире, большинство из нас представляет себе тюрьмы СНГ. И на деле, по этому параметру, Украина не сильно переросла Россию.
Рецидивистами по статистике становятся около 60% людей, отсидевших полный срок. При этом предполагается, что 40% людей, которые не повторяют преступления, - это люди совершившие преступления по незнанию или неосторожности, а также люди, которым помогают родственники после выхода из тюрьмы. Как же ведут себя люди, которых досрочно выпустили из тюрьмы, отправив в другую страну, без документов, работы, нормального жилья и нормального питания? Сколько краж, грабежей, драк и многих других правонарушений сейчас происходит в стране просто потому, что нашему государству плевать на интеграцию в общество людей в самой уязвимой группе населения? И на своих-то плевать, на чужих тем более.