Раньше (да и сейчас еще в разговорах между собой) мы называли отходы, которые складываем для передачи на переработку, вторсырьем
Можно даже на контейнерах иногда увидеть даже в Москве надпись «вторсырье» для перерабатываемых отходов. И тут вдруг выплывают на арену какие-то ВМР (вторичные материальные ресурсы). Кстати, есть еще вторичные энергетические ресурсы
Чувствуете, к чему я?
Т. е. есть вторичные ресурсы и вторсырье. Как тут не запутаться обычному человеку? Уверяю вас, что чиновники «на местах» и сами до конца не разобрались, что есть что.
Сразу скажу, что для рядового потребителя это не очень существенно, т. к. это не влияет пока ни на возможность сдачи в переработку (раздельный сбор), ни на размер оплаты. Это существенно для стимулирования развития переработки, выдачи всяких субсидий и выполнения РОП.
И все же опишу широкими мазками.
Вторичные ресурсы — это все еще отходы, которые можно с пользой переработать или сжечь с получением энергии. С моей точки зрения, в таком случае почти все отходы можно считать ВР, т.к. мало чего нельзя сжечь. Но доподлинно знать нельзя пока, т.к. правительство еще только разработает перечень отходов, которые будут увенчаны званием ВР.
А вот вторсырье — это сырье, полученное с помощью неких операций из ВМР. По логике вещей, потребитель сдает в синий контейнер ВМР, ВМР приезжают на сортировку к оператору, досортировываются, очищаются, кипуются-прессуются и в этот момент становятся вторсырьем.
Но это не точно, потому что правительство и Росприроднадзор еще не до конца договорились, в процессе каких операций ВМР превращается во вторсырье. Предполагаю, что в скором времени появятся списки операций, которые можно будет причислить к «волшебной палочке».
В подходе «составления списков» мы видим множество изъянов, самый главный из которых — заскорузлость. Опять же обещают, что в списки войдут те виды отходов, которые можно переработать и они востребованы на рынке.
Представляете, что сегодня, например, дойпаки и тюбики от пасты никому не нужны. И тогда их могут не внести в списки. А потом появятся технологии их переработки в какую-нибудь обшивку космического корабля, но никто не будет вкладывать деньги в это, пока правительство не внесет такую технологию в список. А при внесении скажут «а докажите, что это настоящая технология. Покажите работающий завод» и начнется бег по кругу.
Или еще печальнее вариант: списки будут составлять по материалам, например, по полиэтилену. Нет проблем переработать полиэтиленовый флакон. А полиэтиленовый пакет уже значительно хуже. А полиэтиленовый фантик? Как тогда будут распределяться «ништяки» в отношении этих видов отходов? Непонятно от слова совсем.
Конечно, есть ГОСТы про вторсырье и ВМР. Но они довольно старые, я бы не стала делать ставку на них при доказывании своей правоты.
В заключении всегда хочется сказать, как надо.
Нам видится более перспективным подход составления критериев, как в приглашении на кастинг: не Таня, Маша и Лена, а девушки ростом от 180 см, размером ноги не больше 37 и блондинки, имеющие опыт в рекламе. Но это уже больше шутка, а пока — поживем, понаблюдаем, оценим появляющийся опыт.