И концы в воду? Депутат Ольга Тужикова обратилась в полицию с требованием незамедлительно принять меры, направленные на недопущение загрязнения Онежского озера в Сайнаволоке.
На фоне бесконечных рапортов чиновников о развитии туризма в Карелии, которыми в последнее время пестрят пресса и интернет, порой остаются без внимания сведения о нарушениях законодательства, связанных с появляющимися то тут, то там объектами турбизнеса. Еще один факт, который выявили граждане, расследовали депутаты Эмилия Слабунова, Дмитрий Рыбаков и Ольга Тужикова. 19 мая они осмотрели участок для организации яхт-клуба в районе бывшей петрозаводской нефтебазы (между Сайнаволоком и КОС) – это территория Петрозаводской губы Онежского озера, из которого горожане пьют воду. Увиденное шокировало и вызвало многочисленные вопросы.
В субботу Ольгой Тужиковой было составлено заявление на имя начальника петрозаводской полиции Андрея Лебидки, которое депутат предоставила нашему паблику.
Фото Ольги Тужиковой
В частности, в заявлении говорится, что жалобы граждан оказались обоснованными: «Нами были зафиксированы… навалы строительных отходов и отходов камнеобработки. Также повсеместно проглядывались отходы пластика, канистры, упаковочные ленты, пластиковые детали, ветошь, бой кирпича, цементная крошка, песок и др. Отходы размещены вдоль существующей дороги, право собственности на которую принадлежат ООО «Петрозаводская нефтебаза». Также видно, что дорога, имевшая ранее твердое покрытие из бетона, в настоящее время демонтирована, куски бетона, крошка, мусор и др. в виде навалов размещены вдоль дороги на границе лесного фонда. По сравнению с ранее существовавшей дорогой в настоящее время ее территория расширена почти в два раза».
Приглашенный на место кадастровый инженер установил, что площадь навалов в береговой зоне (сбоку от демонтированной дороги) составляет не менее 30 соток. Также им было установлено, что частично отходы размещены на территории лесного фонда на земельном участке, находящемся в пользовании Прионежского лесничества. Площадь загрязнения лесного фонда отходами составила 92 кв. м.
Куда большее возмущение вызвала у депутатов свалка отходов камнеобработки, строительных отходов, песка, цемента и цементной крошки, древесных отходов непосредственно в акватории Онежского озера, где ранее находился мол нефтебазы, принимавший суда. Поэтому на место осмотра был вызван арендатор участка ИП Григорьев.
Поясняя происходящее, Артем Григорьев сообщил, что здесь ведется ремонт дороги и мола для целей создания яхт-клуба. Отходы камнеобработки закуплены им самим на его же собственном предприятии ООО «Черный камень», где он является учредителем и гендиректором. Работы проводятся с разрешения главы Петрозаводского городского округа Любарского, с которым Григорьев лично и неоднократно общался (тут много немых вопросов). «Навалы бетона на участке и в озере – это остатки от демонтированной дороги. Песок изымался здесь же на месте работ (место выемки показать не смог). Зачем производится такое расширение дороги, и ее подъем пояснить не смог. Отходы камнеобработки являются отходами 5 класса опасности и (по его мнению) могут использоваться для целей строительства/реконструкции дороги и мола, – говорится в заявлении Тужиковой. – В то же время сообщил, что ранее, примерно в феврале, по факту размещения отходов камнеобработки в полиции рассматривалось заявление, по результатам которого он был привлечен к административной ответственности, ему был выписан штраф 8 000 руб. Проектная документация на строительство/реконструкцию объектов капитального строительства отсутствует. Полагает, что на «своем» участке может делать все что хочет. Предъявил жалобы на местное население, которое пользуется его участком (ходит, мешает работе)».
Таким образом, депутат пришла к целому ряду выводов. Во-первых, что в Сайнаволоке имеются признаки правонарушения/преступления в области экологии, а именно: факт загрязнения вод, загрязнения лесного фонда, размещение отходов в береговой полосе Онежского озера; во-вторых, имеются признаки правонарушений в области строительства – объект капитального строительства возводится без проектной и разрешительной документации; в-третьих, имеются признаки правонарушения/преступления в сфере экономической деятельности (закупка у самого себя «строительных» материалов для реконструкции дороги и мола). Кроме того, имеются нарушение водного законодательства – размещение в водоохраной зоне Онежского озера отходов производства.
Серьезный вопрос: каким образом являющийся гидротехническим сооружением мол поменял статус на земельный участок? Ольга Тужикова обращает внимание руководителя городского управления МВД, что «участок акватории Онего для целей организации яхт-клуба не сформирован и ИП Григорьеву А. А. в пользование не предоставлялся. Кроме того, Онего является источником питьевого водоснабжения, что усиливает установленные законом ограничения на использование его водоохранных зон». И далее подробно поясняет, какие принципы природоохранного законодательства нарушены арендатором при использовании отходов в прибрежной зоне и при отсыпке мола. На этом фоне «благие намерения» по развитию объекта отдыха и туризма выглядят по меньшей мере странными. Вседозволенностью попахивает. Интересно узнать, кто эту волю дал?
Тем более, что к арендатору в начале 2023 года за нарушение природоохранного законодательства уже применялись меры административного воздействия. Получается, он выводов не сделал? По сведениям Ольги Тужиковой, с тех пор «реконструкция дороги и мола продолжились, ущерб окружающей среде многократно увеличился. Таким образом, ранее примененные к ИП Григорьеву А. А. меры не выполнили своей превентивной функции».
Мы будем ожидать результатов проверки и напомним, что вокруг Сайнаволока скандалы возникают не в первый раз. Наш паблик рассказывал о странных метках на стволах сосен, появившихся в прошлом году, что стало для граждан поводом заступиться за городской лесопарк. В итоге удалось спасти «легкие Петрозаводска».