Отец Андрей Кураев ответил на указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла об извержении отца Андрея из священного сана в связи с тем, что о. Андрей, по мнению патриарха, «ни на словах, ни на деле не проявил признаков покаяния» и «не прекратил деструктивную деятельность»:
«Наш спор об этике. О том, вправе ли патриарх отодвинуть Нагорную Проповедь. Добро ли для Церкви превратиться в силовое ведомство. Где границы насилия, разрешенного для христианина.
В 2011 я приметил инквизиторские мечтания Кирилла. И с того времени оспаривал его желание возродить «правила Трулльского собора». В истории православия практически нет дискуссий на темы этики (и особенно – о насилии). Были споры клириков о догматах и обрядах. Но не об этике. Что ж, кому-то надо было начинать».
О. Андрей привёл цитату из стихотворения Варлама Тихоновича Шаламова «Протопоп Аввакум»*:
«Наш спор – не духовный
О возрасте книг.
Наш спор – не церковный
О пользе вериг.
Наш спор – о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать».
*Протопоп Аввакум (Петров, 1620 – 1682) – священник Русской церкви, проповедник, писатель, идеолог и наиболее видный деятель Старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточен в тюрьму и в итоге казнен (сожжен на костре) в Пустозерске.
Сил Вам, отец Андрей.