Весь шум вокруг «ЧВК „Рёдан“», новой подростковой субкультуры, слеш-группировки, — это самое яркое, наверное, доказательство тезиса, о котором социологи, психологи и вообще все противники войны говорили с самого начала: поднимется уровень насилия в обществе и нормализует это насилие, причем эта нормализация не остается внутри военизированных сообществ: добровольцев, реальных чевэкшников, мобилизованных и других военных, она расползается повсюду, и не удивительно, что она затронула самую чувствительную социальную группу — подростков. Подростки первыми откликаются на изменения социального климата и реагируют на него острее всего. У них еще нет своих идей и идеологии, нет каких-то зафиксированных сформированных ценностей, они хватают что видят и создают из этого какой-то образ и идею.
«ЧВК „Рёдан“» — это до смешного постмодернистское дитя военного времени в XXI веке. Азиатская субкультура накладывается на российскую пропаганду и подхватывает какие-то витающие в воздухе проблемы. Жили себе дети, смотрели аниме, объединялись по интересам, а в их жизни пришли ЧВК. Что такое ЧВК для ребенка? Что-то прикольное, актуальное. Перехватили. Скорее всего, концепт ЧВК вообще не использовался хоть с какой-то толикой серьезности, все это было шуткой и постановкой. Потом были драки, неясно кем спровоцированные, и на подростков резко стали реагировать взрослые, причем худший вид этих взрослых — правоохранительные органы.
Правоохранительные органы понятия не имеют, что такое подростки и как они размышляют. Потому что, чтобы понимать подростка, нужно сохранять в себе хоть какое-то любопытство и открытость к новому, мыслить хоть немного вне шаблона, чем ни государство, ни силовики совершенно не отличаются. Они не понимают ни отсылок, ни иронии, ни контекста. Они слышат слова «чик», преступный клан (из аниме, собственно) и топорно считывают идею. В итоге сейчас из этой несчастной подростковой тусовки раздувают такой пожар, что его комментирует аж Песков. А что на деле? А на деле эти гении устраивают сами себе эффект Стрейзанд, где об очень нишевой субкультуре резко узнает вся страна.
Государство напало на подростков. Государство напало не просто на подростков, а на подростковую субкультуру. Полезло в этот манямирок со своими ценностями и трактовками. Ох, государство никогда умным не было, но открывает потенциальную шкатулку Пандоры. Потому что основа подростков, их главный двигатель — это бунт. И сейчас государство рискует ко всем своим проблемам получить в придачу толпу озлобленных детей, которых начали давить. А у подростков еще нет устойчивого страха перед последствиями. Они дикие. Им было плевать на политику, плевать на государственность, плевать на социальные проблемы, они пока занимались собой, но на них напали. Такое ощущение, что весь XX век, все субкультурные движения шестидесятых, восьмидесятых, русских девяностых и нулевых никого ничему не научили.