1. Уголовные дела о поджогах военкоматов стали квалифицировать как терроризм. Первоначально эти акции ограничивались обвинением в умышленном повреждении имущества путем поджога (часть 2 статьи 167 УК, до 5 лет) или даже как покушение на него. Примерно с начала осени пошла практика переквалификации дел на теракт (часть 2 статьи 205 УК, от 12 до 20 лет) с передачей для расследования в ФСБ.
Все новые поджоги, как правило, квалифицируются как теракт. В некоторых случаях ФСБ идет дальше и предъявляет обвинение в прохождении обучения терроризму (статья 205.3 УК, от 15 лет до пожизненного).
2. Пошли первые дела о диверсиях (статья 281 УК) после ужесточения наказания до пожизненного. В Бурятии задержаны три молодых человека за диверсии на железной дороге. В декабре 2022 года Госдума приняла закон о пожизненном заключении за создание диверсионного сообщества. В Челябинской области были задержаны трое мужчин, пытавшихся устроить диверсию на одной из станций Южно-Уральской железной дороги. Аналогичное дело возбуждено в Воронеже.
3. Ожидаемо увеличилось число дел о шпионаже (статья 276 УК) и государственной измене (статья 275 УК), в том числе в введенной в июле 2022 года форме — «переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству». Так, в Красноярске задержали жителя Абакана, который собирался вступить в ВСУ и участвовать в вооруженной агрессии против российских военнослужащих. Против политика и журналиста Владимира Кара-Мурзы, который сейчас находится под стражей, возбудили дело о государственной измене. ФСБ отчиталась о задержаниях в Пермском крае, Еврейской АО, Ростовской и Брянской областях подозреваемых в госизмене и шпионаже. В Северной Осетии задержали украинского шпиона.
4. Пошла практика уголовных дел об участии в незаконных вооруженных формированиях против россиян за намерения воевать на стороне Украины. В 2000-х статья 208 УК активно применялась в ходе второй чеченской кампании на Северном Кавказе, позже ее стали возбуждать в отношении желавших ехать воевать в ИГИЛ* либо в Сирию на стороне противников официальной власти. Во второй половине 2022 года стали появляться аналогичные дела в контексте военных действий в Украине. На днях в Брянске суд назначил 7 лет колонии местному жителю за попытку участия в боевых действиях против РФ. Тот же суд приговорил двух жителей Саратова к 5 годам колонии каждого по этой же статье.
5. Также сбывается прогноз роста уголовных дел о дезертирстве (статья 338 УК) и самовольном оставлении части (статья 337 УК) российскими военнослужащими. При этом суды следуют практике наказания в виде реального лишения свободы по этим статьям.
6. Суды ужесточили позицию по уголовным делам о военных фейках (статья 207.3 УК). Из 23 известных приговоров реальное лишение свободы вынесено только в семи делах, причем большинство из них в декабре 2022 года. После приговора Андрею Горинову в 7 лет лишения свободы вынесен еще более строгий приговор Илье Яшину (8,5 лет колонии). В апелляции суд увеличил с 3 до 5 лет колонии наказание калмыцкому активисту Алану Очирову. Реальный срок в декабре получил вологодский кочегар Владимир Румянцев.
7. Дела за антивоенные высказывания уехавших из России людей стали направляться в суды для заочных процессов. Практика заочных судов раньше не была распространена. В конце 2022 года подряд в суды ушли уголовные дела Александра Невзорова, Вероники Белоцерковской и еще минимум двух обвиняемых. Заочное расследование уголовных дел о военных фейках (статья 207.3 УК) ведется в отношении примерно 30 уехавших из России людей. В рамках следствия производится арест имущества и международный розыск обвиняемых.
8. Впервые ФСБ стала расследовать дела по статье «Акт международного терроризма» (статья 361 УК). Санкция ее предполагает до пожизненного лишения свободы. В основном такие дела возбуждаются против граждан Украины, задержанных российскими силовиками в Крыму и в зоне боевых действий, контролируемых российскими войсками.