Сто лет назад был создан Союз Советских Социалистических Республик. Он появился на руинах Российской империи и был, по существу, попыткой большевиков распространить свою власть на обескровленную гражданской войной страну в границах, максимально приближенных к прежним имперским.
Пять лет после переворота 1917 года захватившие власть большевики уничтожали любое сопротивление и, подавив его, преобразовали страх перед новой властью в государственный строй. С первого дня власть большевиков держалась на лжи, насилии и терроре.
Основой нового государственного строя стала политическая идеология. Два из четырех слова в названии государства – это прямое обозначение идеологических основ власти. Эти два слова и были кодом политической смерти. С разрушением идеологии разрушается и созданное на идеологии государство.
Построить «новый мир» добровольно даже после террора октябрьского переворота и гражданской войны было невозможно, потому что новый строй держался на тотальном отрицании прав и свобод личности, в первую очередь права на жизнь. Борьба с естественными политическими взглядами стала стержнем всей внутренней политики СССР.
Сформулированный Сталиным парадоксальный на первый взгляд тезис о том, что классовая борьба обостряется и ужесточается по мере приближения коммунизма был совершенно неслучаен – он стал не столько оправданием невозможности построить коммунизм, сколько обоснованием для самых массовых политических репрессий в истории страны. Наличие «врагов народа» должно было уничтожить любые ростки политического несогласия, обеспечить неприкосновенность власти и, кроме того, объяснить народу причины всех неудач.
Власть большевиков и полностью включенная в ее структуру советская власть изначально была не властью народа, а властью чиновников большевистской партии, диктатурой партийной бюрократии, оправдывающей и прикрывающей свои варварские действия против людей идеологией классовой борьбы. Классовая борьба не могла превратиться ни во что иное, как в тотальную войну на уничтожение всех политических несогласных.
Создание СССР предопределило мученическую смерть миллионов людей от рук ослепленных классовой ненавистью палачей. В СССР было воспитано целое сословие палачей, воспроизводивших самые мрачные практики опричнины.
Советский Союз был наихудшим из всех возможных видов государства, которое могло возникнуть на территории Российской империи, потому что в СССР были уничтожены все естественные права и свободы человека – право собственности, право на независимый суд, право на свободу слова и свободу массовой информации, свободу собраний и свободу совести, все другие политические права.
Советский Союз стал тюрьмой народов в намного большей степени, чем была ею или даже могла стать императорская Россия.
Запала и запаса большевистской идеологии хватило на 69 лет. Народ ценой небывалых ранее в истории потерь выстрадал отторжение от советского строя. СССР не развалился и его не развалили. Он издох, расходовав весь запас идеологического яда, – и в стране, и за ее пределами. Он проиграл главную конкуренцию – человеческую. СССР не смог пережить меняющееся время, не смог стать современным, не смог измениться для естественных потребностей людей в свободе и правах.
Оценка событий 1917–1922 годов является принципиальной для понимания политической сути любого политика, любой политической партии или группы. Любое оправдание переворота, гражданской войны и создания государства диктатуры одной идеологии, государства террора, ностальгия по этому государству приводят к новым глобальным человеческим несчастьям. Трагедия повторяется как трагедия – уже в новое время. Смертельно опасно идти и вести страну вперед с головой, повернутой назад.
Отсутствие государственной оценки трагедии ХХ века создало условия для возвращения смертельно опасных для страны советских практик в ХХI веке.
Не распад СССР был главной геополитической катастрофой XX века, а его создание. До тех пор, пока это понимание истории и политики не станет общепризнанным, ворота для новых бедствий в нашей стране открыты настежь.