Россия — это страна многих войн. С 1979 по 1989 год СССР воевал в Афганистане, в 90-х и нулевых у нас были первая и вторая чеченские войны, а сейчас еще и война в Украине. После каждой из этих войн остается очень много инвалидов, но скольких из них вы видите.
Я был в Европе, и как бы Европа тоже в свое время повоевала, но в последние годы там вроде как не было таких массовых конфликтов, вот только по ощущениям инвалидов на улицах как будто бы больше. Сидят в ресторанах, гуляют, могут надраться в зюзю и горланить песни посреди ночи, а потом погрузиться в автобус и уехать домой. Казалось, что инвалидов в Европе больше, чем в России, при этом на территории Европы нет даже близко такого количества вооруженных конфликтов.
Но именно ночной пьяный колясочник дал мне понимание, в чем тут подвох. Передвигаясь на коляске, он доехал до автобусной остановки. Подъехал автобус, водитель вышел, нажал на кнопку специального пандуса и помог ему подняться. А теперь представьте себе ситуацию в России: вот человек на инвалидной коляске решает весело провести вечер и выпить в баре с друзьями. Предположим, он сможет выйти из дома, и хотя бы в подъезде будет инфраструктура. Предположим, он закажет такси, а таксист согласится помочь ему забраться в машину, а само кресло сложится и влезет в багажник. Предположим, он даже сможет забраться в бар, которые вообще чаще всего в подвалах, и никакого пандуса там нет. Чувствуете накапливающиеся проблемы? И как он будет добираться до дома? Ну, пожалуй, выпить можно и на кухне.
У человека с инвалидностью в Европе нет проблем с перемещением по улице. Асфальт ровный, пешеходный переход всегда приподнимается на уровень тротуара, все заведения, транспорт и многие другие службы построены доступно. Люди спокойно могут ездить на работу, посещать концерты любимых групп, встречаться с друзьями и отдыхать, как полноценные люди. А что в России?
Конфликт с Украиной произошел в 2014 году, когда часть украинцев хотела евроинтеграции, а часть стремилась интегрироваться в Россию. Тогда же разгорелся конфликт на Донбассе и 8 лет длилась вялотекущая война, которая переросла в полноценные боевые действия в 2022 году. Основным лозунгом российских властей является «спасение русскоговорящего населения», вот только остается вопрос: от чего конкретно мы их спасаем — от цивилизованной жизни? Нет, в Европе не больше инвалидов, чем в России. В основном в Европе инвалиды из-за проблем со здоровьем. В России тоже таких немало, но у нас еще есть множество инвалидов — ветеранов боевых действий, а скоро их станет еще больше, но мы практически их не видим. И не увидим. Может, услышим, как они будут горланить песни из соседней квартиры, может, добры люди будут помогать им куда-то забираться и выбираться.
Пандусы у нас в городах установлены такие, что даже здоровый человек побоялся бы на них оказаться. Ездить по тротуарам невозможно, по некоторым даже ходить опасно. Пешеходные переходы всегда на уровне дороги, а не тротуара, чтобы каждый понимал, кому отдается приоритет. И власть, которая все это построила, теперь призывает нас воевать. Страшно это говорить, но повезет тем, кто умрет в бою, тех же, кто выживет, но останется покалечен, ждет куда более жестокая судьба.