Озера и реки Карелии находятся под постоянной угрозой загрязнения, так как во многих населенных пунктах республики отсутствуют очистные сооружения, но едва ли не более серьезный урон экологии наносят объекты сельского хозяйства. Почему депутат Пивненко предложила сократить охранные зоны водоемов и чем это закончилось…
«Вздрогнули все 61 тысяч озер и 27 тысячи рек в Карелии! Столько их у нас на территории республики, и даже чуть более, по данным Института озероведения», – написала в июле депутат карельского парламента Эмилия Слабунова в соцсетях.
Причина: находившийся на рассмотрении в Госдуме РФ законопроект о внесении изменений в Водный кодекс РФ, инициатором которого является депутат ГД РФ от Карелии Пивненко. Суть изменений шокировала многих и заключалась в том, что на территории субъекта РФ, площадь земель водного фонда которого составляет более 10% от общей площади субъекта (в Карелии это 14,7%) ширина прибрежной защитной полосы водоемов сокращается с 200 до 50 метров! Следовательно, там уже допускаются строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и так далее. При этом в пояснительной записке к проекту закона Пивненко сама отмечала, что к водным объектам особо ценного рыбохозяйственного значения относятся все поверхностные водные объекты Карелии.
Известно, что в Карелии в прибрежные защитные полосы попали 8,1 тыс. га. - 10,7% от общей площади земель населенных пунктов, и 90 тыс. га - 43% из 210 тыс. га общей площади земель сельскохозяйственного назначения.
Намерение сократить пояс защиты озер обосновывался Пивненко необходимостью создания условий для развития агропромышленного комплекса. «А не эта ли отрасль является одной из самых проблемных для экологии?! В справке ученых КарНЦ РАН, представленной к состоявшемуся в ЗС РК заседанию Рабочей группы по разработке мер, направленных на сохранение Ладожского и Онежского озер, говорится: "С сельскохозяйственных полей продолжается вынос в водотоки и водоемы органического и минерального фосфора, а также плохо очищенных стоков животноводства"», – подчеркнула в июльском посте Слабунова.
На ее вопрос о том, как оценивают карельские ученые предлагаемое сокращение защитного пояса озер, выступавшая на заседании директор Института водных проблем Севера КарНЦ РАН, кандидат геологических наук Л. Е. Назарова сообщила, что оценивают резко отрицательно и соответствующее официальное заключение было дано.
Правда, автор законопроекта об этом умолчала.
«Данный проект является одним из в законодательном наступлении последнего времени на природоохранное и природоресурсное законодательство с целью снижения экологических требований. Природе Карелии нужна защита, чтобы и следующим поколениям могли сниться "Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер"!», – размышляет депутат карельского парламента.
И вот чем закончилась эта пугающая инициатива. «Покушение на прибрежные защитные полосы рек и озер Карелии, предпринятое депутатом Госдумы РФ Пивненко, встретило отпор Правительства РФ. Внесенный депутатом законопроект предполагал сокращение защитных полос с 200 до 50 метров, - недавно написала в соцсети Эмилия Слабунова. – Обосновывалось это необходимостью создания условий для развития агропромышленного комплекса. При том, что ученые называют отрасль одной из самых проблемных для экологии водоемов и выступили против законопроекта.