По данным ЦИК Марий Эл, на 10:30 явка на выборах главы Республики Марий Эл составила 5,21% (27600 человек проголосовало). На 12:30 - 12,46% (65998 человек проголосовало). На 15:30 - 19,97% (105835 человек проголосовало). Такими темпами дело шло к антирекорду Марий Эл по явке за всю историю местных выборов и одному их худших результатов в истории региональных выборов в России по этому показателю.
Однако под конец выходного дня народ внезапно потянулся на избирательные участки! На 18:00 ЦИК объявил о 26% явки, а по итогам закончившегося в 20:00 голосования – о более-менее удобоваримых 32%!
Где жили избиратели, за счет которых явка рванула на 13% (почти наполовину!) в последние четыре с половиной часа голосования? В Йошкар-Оле, где исторически считают честно, прирост явки в конце дня составил 8%. По моему опыту наблюдения за выборами, примерно столько всегда и приходит на выборы после трех часов. А вот данные по районам – привычным на всех выборах (кроме 2016 и 2021 годов, когда Казанкову закрыл почти все избирательные участки Марий Эл хорошо обученными наблюдателями) рекордсменам явки в Марий Эл:
- Килемарский район: 35% пришедших на избирательные участки после 15:30 из 62% явки за день;
- Юринский район: 19% пришедших на избирательные участки после 15:30 из 51% явки за день;
- Сернурский район: 18% пришедших на избирательные участки после 15:30 из 51% явки за день;
- Параньгинский район. 23% пришедших на избирательные участки после 15:30 из 51% явки за; день
Член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» (внесено в реестр иностранных агентов) Станислав Андрейчук утверждает, что вечером явка растет обычно потому, что тогда УИК сообщают в ЦИК явку на состоявшееся надомное голосование. На этих выборах на дому проголосовали почти 28 тыс. человек из 144 тыс. проголосовавших всего. Каждый шестой!
Для сравнения: на выборах в Государственную думу 2021 года по Марийскому одномандатному округу было 26 тыс. надомников, но при общей явке в 244 тыс. человек! И да, цифры по голосованию вне помещения близки к цифрам по проголосовавшим после 15:30.
Но тогда встает вопрос: а с чего вдруг на этих выборах такое огромное голосование вне помещений при скромной общей явке? По некоторым участкам результаты вообще удивительные. На УИК №275 В Килемарском районе на дому проголосовало 77 человек при 83 проголосовавших на участке. В УИК №276 там же – 165 при 307 соответственно. В УИК №277 там же – 83 при 73 (на дому проголосовало больше, чем на участке!). Еще один рекордсмен по надомному голосованию – Параньгинский район. В тамошней УИК №452 на дому проголосовало 148 человек при 221 проголосовавших на участке. В тамошней УИК №453 – 87 при 91 соответственно (да, снова превышение). Это только самые вопиющие случаи.
- Надомное голосование очень сложно контролировать, - считает Андрейчук. Там можно легко накидать бюллетени. А можно просто ходить только по тем, кто точно проголосует как надо.
Еще один сопредседатель движения «Голос» (внесено в реестр иностранных агентов) Андрей Бузин рассуждает так:
- Распределение явки по времени суток действительно иногда показывает взлет явки перед окончанием голосования. Обычно это связано с приписками: при естественном голосовании промежуток с 17:00 до 20:00 бывает малолюдным. Если народу и наблюдателей на участке нет, то удобно, например, проставлять подписи за неявившихся, подтверждая тем самым фиктивную явку. Однако при наличии реальных наблюдателей при этом надо еще вбрасывать бюллетени. При отсутствии же реальных наблюдателей такие действия не имеют смысла: проще все это написать на бумаге, в протоколе. Следует учитывать, что динамика явки (распределение числа проголосовавших избирателей по времени) не является официальным показателем и в отчетах она может сильно отличаться от реальной. Иногда взлет явки может быть связан с несвоевременным неучетом досрочно проголосовавших избирателей (но это только на муниципальных выборах). Иногда - с голосованием вне помещения: так проголосовавшие могут быть учтены в последний момент. Поэтому взлет явки надо сравнивать с числом проголосовавших на дому. Таким образом, если динамика явки имеет неестественный вид, как В Марий Эл, это с большой вероятностью свидетельствует о каких-то нарушениях, скорее всего - о фальсификациях. Но должно было стать поводом для объяснения со стороны избирательных комиссий.
И о наблюдателях. ЦИК Марий Эл сообщил, что всего на этих выборах назначено 593 наблюдателя, из них: 480 – от общественной палаты региона, 67 – от кандидатов, 46 – от политических партий. Всего в Марий Эл 533 участковых избирательных комиссии. То есть на большинстве УИК был один наблюдатель от общественной палаты, которая не славится повышенным вниманием к возможным нарушениям выборного процесса со стороны комиссий.