Второй год родители детей с сахарным диабетом добиваются от Минздрава Удмуртии жизненно необходимых систем непрерывного мониторинга глюкозы крови (СНМГ), и второй год чиновники ведомства уклоняются от своих обязательств перед детьми-инвалидами, придумывая все новые отписки.
Еще в январе 2021 года своим приказом Минздрав России включил метод непрерывного мониторинга глюкозы в клинические рекомендации по лечению сахарного диабета I типа и в стандарты медицинской помощи несовершеннолетним с этим диагнозом. В 47 регионах страны детей-диабетиков уже обеспечивают необходимыми СНМГ.
А что в Удмуртии? В сентябре 2021 года общественная организация "Диалига" и я как руководитель Центра медицинского права обратились к главе Удмуртии с просьбой о льготном обеспечении СНМГ детей с сахарным диабетом. Мы просили заложить в проект бюджета на 2022 год необходимую для этого сумму. Подобное же обращение было отправлено и вице-премьеру правительства по здравоохранению Эльвире Пинчук, которая цинично заявила, что СНМГ не является средством диагностики.
Тогда общественники обратились в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку такому ответу. Защищая интересы детей-инвалидов, ведомство указало правительству на необходимость найти финансовые средства для льготного обеспечения несовершеннолетних пациентов, как того и требует законодательство РФ. Однако и после этого СНМГ не были включены в Территориальную программу госгарантий.
С легкой подачи Эльвиры Пинчук Минздрав Удмуртии также отмахнулся от проблем диабетиков. "Так как СНМГ не является средством диагностики, отсутствуют основания для льготного обеспечения пациентов", - заявила замминистра здравоохранения Марина Петренко. Росздравнадзор с этим не согласился и вынес предостережение министерству за нарушение федерального законодательства.
На сегодняшний день, несмотря на многочисленные предписания надзорных органов, правительство Удмуртии продолжает игнорировать соблюдение законов в отношении льготного обеспечения детей с сахарным диабетом.
Потеряв надежду на то, что правительство республики изыщет, наконец, финансовые средства и организует закупку необходимых медизделий для всех нуждающихся в них детей-диабетиков, родители стали все чаще обращаться в суд индивидуально. Но, как оказалось, даже положительное судебное решение не является для нашего Минздрава обязательным к исполнению. Уверенные в своей безнаказанности чиновники стали к тому же подавать исковые заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора с Минздрава УР за неисполнение решения суда: "Министерством судебное решение не может быть исполнено в установленный срок по объективным причинам: в настоящее время Министерство готовит проект распоряжения Правительства УР о дополнительном выделении бюджетных ассигнований Министерству на закупку СНМГ..." И это после почти двухлетнего игнорирования проблем детей-диабетиков, предписаний прокуратуры, Росздравнадзора! Сколько же еще лет должно пройти, чтобы эти проекты, письма были составлены, согласованы и реализованы на деле, а не на бумаге? Сколько еще детей должно поплатиться своим здоровьем, не получая необходимых им медизделий?
Представитель Минздрава по доверенности Штин С. В. заявляет: "Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась <…> должник принял все меры надлежащего исполнения <…> исполнительного документа". О какой заботливости и исполнительности говорит г-жа Штин, если по прошествии стольких месяцев со дня вынесения предостережений прокуратуры и Росздравнадзора, а также судебных решений Минздрав до сих пор даже не определил источник финансирования для организации закупки медизделий?
Бездействие министерства по организации и проведению закупочных процедур на основании заключения врачебной комиссии, в котором установлена нуждаемость ребенка в СНМГ, а также после вынесения судебного решения о необходимости обеспечения данными медизделиями является грубейшим нарушением действующего законодательства.