В архиве историка Н. А. Морозова нашел выписки из Педархива Усть-Вымского района. Фонд 50, опись 2, дело №1, е.хр. 5, листы 8–9.
"Приказ №204 по Усть-Вымскому РОНО (районный отдел народного образования) от 3 апреля 1937 года.
Параграф 1.
Из материалов обследования и сообщений с мест видно, что учительница Ляльской нач. школы Шуктомова А. В., вместо того, что бы воспитывать, обучать, образовывать молодое поколение в духе коммунизма, в духе марксистко-ленинского мировоззрения, привить в сознание учащихся ненависть к врагам народа и, наоборот, горячую любовь к вождям партии трудового народа, сама связалась с антисоветскими, чуждыми элементами и всяческими способами и методами подрывную вредительскую, контрреволюционную работу и в школе, и в колхозе... организовала воровство социалистической собственности... вставшую на путь классово-чуждых элементов - Шуктомову А. В. с работы снимаю. Прошу ОБЛОНО утвердить (материалы прилагаю)... Зав. РОНО Панюков".
Очень интересно, что дух коммунизма и дух марксистско-ленинского мировоззрения - это "ненависть к врагам народа" и это "горячая любовь к вождям партии трудового народа"
Заметьте, автор данного приказа видит дух коммунизма как воспитание чувство ненависти - коммунист обязан ненавидеть. Не спасать людей в грехе, а ненавидеть их. Не искать в человеке, даже самом плохом, хоть какую-то опору для спасения его души, а просто наполняться и накачиваться ненавистью к человеку. Но разве это человек? Это "враг народа", а не человек.... Тем не менее любовь тоже присутствует в коммунисте, но почему-то это любовь к власти, что сильно удивляет. Любовь не к слабому и беззащитному, а любовь к сильному и могущественному. Здесь заложена какая-то вертикальность отношений, коммунист должен "горячо любить" одного из коммунистов, поднять его над собой и поклоняться ему? Какой-то момент сакрализации обыкновенного человека. При этом надо сюда еще добавить отказ от Бога, и вот уже обыкновенный человек, получивший власть, должен быть для коммуниста замещен на место Бога.
И мне уже неважно, что совершила учительница Шуктомова А. В. Само мышление зав. РОНО Панюкова ужасает, сам образ коммуниста, сконструированный в его голове, заставляет тревожиться за будущее. Такое ощущение, что Панюков отправляется в поход за самыми низменными человеческими чувствами для политических нужд.