Маниловские прожекты и фантастическая картина Остапа Бендера о Нью-Васюках в качестве мировой шахматной столицы, безусловно, стали уступать размаху вдохновенных идей чиновников системы образования, не первое десятилетие пребывающих в состоянии административного восторга.
Помню глубочайшее разочарование нашей учительницы начальных классов, которая первой осваивала так называемые ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) второго поколения. Педагогов согнали на курсы, прочли заумные тексты, провозгласили пафосные задачи и отправили в классы с полной сумятицей в головах и документах. Поначалу не было ни методичек, ни учебников. Учителя были вынуждены ценой огромных временных, моральных и определенных финансовых затрат добывать, нарабатывать материалы, чтобы соответствовать грозным требованиям. Потом учебники появились, но разочарование только усилилось. Гриф "Новый ФГОС" ляпнули на большинство прежних изданий, где заменили несколько строчек и картинок. Будет небольшим преувеличением заметить, что на рынке учебной литературы крутятся настолько баснословные деньги, что за 20 лет ни один хороший учебник ни по одному предмету сюда так и не проник.
На мой взгляд, из позитивных последствий ФГОС второго поколения, пожалуй, лишь реализация адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, и в этом направлении деклараций было куда больше, чем реальных дел, но хотя бы в крупных школах возникли классы для детей с задержкой психического развития с возможностью выстроить учебный процесс с учетом их особенностей. Потенциал внеурочной деятельности в достаточной мере не был раскрыт либо из-за отсутствия свободных помещений и необходимого оборудования, либо из-за недостатка специалистов.
И совершенно не оправдал себя акцент на развитие метапредметных, личностных умений, активной деятельностной позиции школьника. То есть бюрократических копий по этому поводу было сломано много, но вряд ли можно утверждать, что выпускники школ в целом сегодня более подготовленные, образованные, развитые, активные, нежели поколения советского периода и 1990-х годов. Нет, множество детей посещают школу без всякого интереса, имеют очень робкие знания, невысокий уровень воспитанности, на выходе часто - пассивные, инфантильные, не способные к монологической речи и аргументации своей точки зрения. Об этом же свидетельствуют мириады контрольных мероприятий, на чем с удовольствием специализируется министерство просвещения.
Впрочем, главный критерий - окружающая жизнь. К сожалению, ФГОС, ВПР, итоговые сочинения, итоговые проекты, ОГЭ, ЕГЭ, бесконечные мониторинги, оценки эффективности, рейтинги не привели в стране ни к всплеску научной активности, ни к экономическому росту, ни к повышению качества жизни, ни к становлению гражданского общества. Не привели они ни к притоку молодых кадров на педагогические специальности и в школы, ни к росту престижа учительской профессии, ни к уменьшению числа школьных конфликтов.
Нынче на августовском совещании озвучили статистику: из более чем 250 образовательных организаций, оценивших себя по показателям проекта "Школа минпросвещения", лишь 3 отнесли себя к соответствующим ей полностью, а около 30% - к вообще несоответствующим, столько же - к соответствующим на минимальном базовом уровне. И это после долгих лет громкого нацпроекта "Образование". Провал его налицо. Изменениям не рады ни педагоги, ни дети, ни родители, ни директора.
Радуются, похоже, исключительно чиновники минпроса. В новом припадке административного восторга они решили ввести ФГОС 3-го поколения. Здесь важно "они решили" - учителей давным-давно ни о чем не спрашивают. И я снова слышу от коллег из начальной школы знакомый ответ на вопрос, что нового он нам несет: "Ничего". Кроме, естественно, новых красивых фраз при игнорировании реального положения дел, действительных проблем. В стиле: у больного ноги отнялись, так куплю ему сапоги. Снова, как много лет назад, стандарт вводится при полном отсутствии учебников и методических пособий. То есть спустя десятилетия в школьном образовании по-прежнему отсутствует какая-либо системная, комплексная работа по достижению сколько-нибудь осмысленных и принятых педагогическим сообществом целей подходящими средствами.
Любопытно, что среди главных положительных изменений теперь называются отмена бывших обязательными второго иностранного языка, родного русского языка и родной русской литературы (при традиционном наличии русского языка и русской литературы), введение которых несколько лет назад проводилось с большой помпой, как прорыв в отечественном школьном образовании. Школами страны были потрачены огромные ресурсы на приобретение учебников, поиск педагогов, и вот бесславный конец этой эпопеи, на которую невозможно было взирать без изумления.
В этом вся суть бесконечной модернизации образования: отменить глупость, введенную вчера, чтобы ввести глупость, которую придется отменить завтра.