Гуманизация наказания – приведение целей, задач и порядка отбытия наказания в соответствие с природой человека. Как известно, такая природа имеет две составляющие – биологическую и духовно-социальную. Эти составляющие реализуются через потребности человека.
К числу биологических потребностей относятся такие потребности, как в питании, дыхании, температурном комфорте, санитарно-гигиеническом комфорте, сне, отдыхе, половой жизни, защите от боли и болезненных состояний.
К числу социальных потребностей относятся потребности в творческой деятельности, труде, получении информации, уважении окружающих, поддержании социально полезных связей, обеспечении семейного благополучия, дружбе, духовном развитии, повышении своего социального статуса.
Гуманизация наказания состоит в максимальном приближении целей, задач, методов, способов и средств уголовного наказания к обеспечению таких потребностей.
Гуманизация сталкивается со все большим количеством вызовов. Цифровизация посягает на свободу творчества, свободу воли и правосубъектность человека. Глобализация ведет к унификации личности. Криминальная субкультура отрицает наличие долга человека перед обществом и своей страной, выстраивает искаженную картину мира в сознании человека, фактически воспроизводя правоотношения, существовавшие в родоплеменном, рабовладельческом и феодальном обществе. Решение проблем безопасности в ущерб соблюдению, защите и восстановлению прав человека приводит к утрате уголовным наказанием гуманитарного содержания. В связи с этим реальные цели наказания, основанные на том, что человек, выходящий из мест лишения свободы, должен быть безопасен для общества, оказываются недостижимыми.
При этом только через:
- развитие социально-духовных потребностей человека,
- выстраивание иерархии потребностей в соответствии с нравственными нормами общества,
- преодоление достижения потребностей через криминальные методы и институты
достигается такая главная цель наказания, как исправление.
Таким образом, наказание имманентно связано с гуманизацией.
При этом лишения и ограничения, которым подвергается человек, отбывающий уголовное наказание, тоже может частью гуманизации. Но только в той мере, в какой они позволяют предотвратить еще большие лишения и ограничения, которые испытает человек, подвергнутый наказанию, если его этому наказанию не подвергать и тем самым толкнуть на новое нарушение.
Таким образом, в определенных случаях освобождение от наказания может носить негуманный характер, так как не только не приводит к реализации прав и законных интересов человека, а, напротив, приводит к тому, что он утрачивает даже то, что имеет до того, как его «освободили от наказания».
Результатом развития гуманных начал наказания становится достижение человеком возможности реализовать одну из своих главных социально-духовных потребностей – потребность к свободе. Такая свобода существует во множестве аспектов, но все они связаны с тем, что воля человека и его потребности находятся в гармонии.
Гуманизация никогда не может достигнута в полном объеме, так как потребности людей развиваются, возникают новые потребности, меняется уровень жизни. Поэтому гуманизация наказания одновременно выступает и в качестве цели на определенный срок, и в качестве процесса, который неразрывно связан с достижением наказанием поставленных обществом и государством перед ним целей.