Курскую область принято считать аграрным регионом, тому есть весомые основания — хотя бы в том ключе, что в последнее время у нас прекратили свою работу многие промышленные предприятия. Однако в свое время Курская губерния была одним из лидеров в текстильной промышленности. В первую очередь стоит вспомнить Глушковскую суконную фабрику – предприятие с 300-летней историей. На примере развития одного этого только предприятия можно посмотреть, как происходило развитие российской текстильной промышленности, как мануфактуры превращались в крупные промышленные предприятия, как в капиталистические отношения включались народные промыслы.
Глушковская суконная фабрика была образована в 1719 году, в те времена Россией еще правил Пётр I. Глушково в качестве места для строительства фабрики было выбрано неслучайно, на это имелось несколько причин:
- благоприятный климат, хорошие природные условия, плодотворная почва;
- интенсивный рост населения в начале XVIII века (в первую очередь за счет крестьян и холопов из Украины и других российских губернии, искавших лучшей доли);
- выгодное географическое положение – между центральной Россией и югом.
Основателем Глушковской суконной мануфактуры стал Иван Матвеевич Дубровский. Фабрикант использовал крайне жесткие, насильственные методы для того, чтобы организовать мануфактуру, в частности, им было закрепощено 11 сел и деревень, в которых преимущественно жили выходцы из Украины, которых тогда в России называли черкассами. Украинцы на территории Курской губернии были беженцами, самая массовая волна черкасских переселенцев нахлынула в Курский край в первой половине XVII века, во времена, когда Украина не была еще частью России и находилась под гнетом Речи Посполитой.
Назначением Глушковской фабрики стала «выработка русских сукон». Закрепощенные Дубровским крестьяне отбывали на фабрике повинности, причем одновременно уже тогда на ней работало свыше 500 рабочих и несколько мастеров.
Иван Дубровский смог закрепостить так много крестьян во многом потому, что имел в качестве покровителя императрицу Елизавету I. Такое высокое доверие он заслужил обещанием организовать поставку сукна 30 полкам, которые нуждались в обмундировании. Но это обещание фабрикант не выполнил, из-за чего в 1727 году Дубровский был арестован, а фабрика была конфискована в пользу государства.
Следующим хозяином Глушковской суконной мануфактуры стал асессор Неелов, который тоже не смог наладить работу предприятия. Следующим владельцем мануфактуры в 1732 году стал купец Иван Михайлович Полуярославцев. Фабрика была ему передана во владение с правом дальнейшей передачи по наследству его потомкам. В высочайшей резолюции на доклад сената «О способах к размножению фабрик суконных для удовлетворения сукнами войск без покупки чужестранных», относящейся к 18 ноября 1732 года, сказано: «При отдаче Ивану Полуярославцеву Путивльской [Глушково тогда относилось к Путивльскому уезду Курской губернии] суконной фабрики, включить в кондиции, сколько с той фабрики на каждый год будет ставить годных на армию сукон, и с которого года поставку начнет, а о помещичьих с приписных к оной фабрике деревень доходах доложить Ея Императорского Величества, ему ль те доходы отданы будут в награждение вместо капитала, для размножения той фабрики, или за оные доходы повелено будет ставить ему сукнами».
Но в 1741 году Глушковская мануфактура была у Полуярославцева отобрана по причине того, что продукция фабрики не отвечала высоким требованием. Таким образом, фабрика снова была передана в казну Российского государства. Но и правительство не смогло должны образом наладить в Глушкове производство сукна, и 26 мая 1752 года новым хозяином мануфактуры стал московский купец I гильдии Козьма Матвеев. Купцу Матвееву удалось наладить работу мануфактуры, которая стала производить до 100 тыс. аршин сукна. Увеличилось и количество станков, в 1752 году их было 50, а уже в 70-е годы число станков было увеличено до 100. Помимо этого, новый владелец фабрики купил в Голландии 17 тыс. овец элитной породы. Обновлены были и производственные помещения. Уже к 1775 году деревянные здания была заменены каменными, был выстроен еще один корпус, открылись филиалы в Тёткине и Кульбаках, расширились и земельные владения мануфактуры. После того как Козьма Матвеев скончался, Глушковскую суконную фабрику возглавила его жена Анисья, а после его сын Иван. Но все же мануфактура недолго была собственностью семьи Матвеевых и 15 марта 1791 года перешла в собственность генерал-поручику Потемкину.
Потемкин, возглавив фабрику, дал обещание увеличить поставку солдатского сукна в казну на 20 тыс. аршин, обновил производственные станки. Помимо этого, новый владелец на свои средства построил в Глушкове несколько каменных зданий и несколько церквей. Но для того чтобы фабрика стала доходней, Потемкин применил крайне жесткие методы, в числе которых усиление крестьянских повинностей, увеличение рабочего времени, норм выработки, привлечение большего количества работников с каждого крестьянского двора. Однако меры оказались избыточными, и вместо увеличения доходов непосильная работа повлекла за собой рост смертности среди работников. Условия труда на фабрике оказались просто невыносимыми, но по такому показателю, как механизация труда, Глушковская суконная фабрика до 30-х годов XIX века занимала первое место по России. Однако негативный эффект применения жестких форм трудовой повинности сложно переоценить. Так, тяжелые условия работы приводили к побегам работников. В 1797 году дело дошло до бунта. После таких потрясений, в которых Глушковская суконная фабрика оказалась по вине своего владельца, в ее истории наступил продолжительный упадок, огромными оказались и долги предприятия. В кризисе Глушковской фабрики отразился системный кризис крепостничества.
В 1849 году фабрику практически полностью уничтожил пожар, который возник в результате поджога, но предприятие удалось восстановить. В 1858 году у Глушковской фабрики появился новый хозяин. Им стал граф Иван Александрович Рибопьер, потомок личного парикмахера Екатерины II, которому императрица пожаловала графский титул.
Рибопьер стал последним феодалом – владельцем текстильной фабрики. После отмены крепостного права Глушковская фабрика, как и все прочие предприятия России, включилась в капиталистические отношения. В 1865 году ее новым владельцем стал Артемий Яковлевич Терещенко – самый богатый человек российского юга. Новый владелец приобрел для предприятия новое оборудование, производственный процесс постепенно автоматизировался, из-за чего количество работников было сокращено до 600 человек, но при этом все работники являлись жителями Глушкова. Все эти меры позволили увеличить объемы производимо сукна, в среднем на фабрике вырабатывалось 25 тыс. аршин в месяц. Рекордным стал 1888 год, когда за месяц вырабатывалось свыше 50 тыс. аршин сукна в месяц.
Расширялся и ассортимент предприятия, так, в 1885 году кроме грубого сукна стали вырабатывать более тонкие, такие как драп, трико и сатин. Однако условия труда на Глушковской суконной фабрике продолжали оставаться тяжелыми, а оборудование быстро изнашивалось, в результате чего к началу ХХ века производительность предприятия начала снижаться. Негативно на фабрике сказались и события первой русской революции. Из-за нелояльности рабочих к владельцам предприятия и власти на фабрике происходили постоянные бунты и забастовки.
В 1906–1916 годах Глушковская фабрика находилась во владении компании «Зейферт, Рекк, Менде». Новые хозяева организовали акционерное общество и обновили производственное оборудование. В этот период новым владельцам удалось добиться увеличения производительности, но это было сделано посредством снижения качества товара. Изделия больше не изготавливались из чистой шерсти, к ней стали примешивать суррогаты. В 1913–1914 годах фабрика совсем не работала, пока в конце 1914 года владельцы не сдали ее в аренду фабриканту Белоусову. С началом Первой мировой войны спрос на продукцию фабрики резко возрос: требовалось как можно больше солдатского обмундирования.
С 1916 года до национализации производства Глушковской суконной фабрикой владел некто Кузнецов. После национализации текстильное предприятие резко снизило объем выпускаемой продукции. В 1924 году Глушковская суконная фабрика представляла собой комбинированное предприятие из двух отделений: чесально-прядильного и ткацкого. Во времена НЭП фабрика была сдана в аренду. Дальнейшему развитию предприятия помешала Великая Отечественная война. Ущерб, который был нанесен фабрике войной, превысил 8 млрд руб., учитывая расходы, связанные с эвакуацией предприятия и возвращения обратно.
Полномасштабное восстановление Глушковской суконной фабрики началось в 60-х годах ХХ века. В 1992 году предприятие было приватизировано концерном «Ростекстиль». В 1996 году работа предприятия была приостановлена из-за отсутствия сырья и огромных долгов. Фабрике удалось восстановить работу, но использовалось не более 10% производственных мощностей, и в июле 2002 года предприятие вновь оказалось в стадии внешнего банкротства и было полностью продано предпринимателям из Тамбова.
Таким образом, вся 300-летняя история Глушковской суконной фабрики — это история взлетов и падений, проб и ошибок владельцев предприятия. В истории этого старейшего промышленного объекта Курского края отразилась вся социальная история России. Сегодня предприятие продолжает функционировать как общество с ограниченной ответственностью, его генеральным директором является Малхаз Шотаевич Шамугия.