Белогорская Николаевская мужская пустынь, которую в народе называют «Горнальский монастырь», находится в 23 км от Суджи, на правом берегу реки Псёл. Монастырь располагается в очень живописном месте, которое несколько лет назад было признано ЮНЕСКО одним из красивейших локаций на планете. Эти места богаты разнообразной растительностью и животными, некоторые из них внесены в Красную книгу России и Курской области.
В VIII–X веках это красивое место было крупным племенным центром северян, что отразилось в народной памяти, ведь жители ближайших населенных пунктов называют это место «старое девичье городище». Археологические находки указывают на то, что здесь было достаточно крупное поселение, которое включало в себя место для хранения и переработки зерна, прямоугольные землянки, служившие жильем, курганный могильник и центральную площадь.
Но к 1671 году, к моменту основания монастыря, здесь была пустошь. Основателями новой обители стали иеромонахи, пришедшие в эти места из Острогожского Дивногорского монастыря, который был разорен татарами. Новая обитель была основана на «реке Пселе под селом Великие Рыбицы». По указу правившего тогда царя Алексея Михайловича монахи получили в пользование земли, мельницу, а также «книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь». Помощь новому монастырю оказал и сумской полковник Андрей Герасимович Кондратьев, который передал монахам собственные земли, пашни, леса и сенокосы, располагавшиеся по берегам реки Псёл.
Основателями монастыря стали Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Палевой и старец Никодим. Из Острогожского монастыря им удалось спасти икону Святителя Николая Чудотворца. В честь святого Николая здесь в 1688 году была построена небольшая монастырская церковь. В строительстве храма и келий для монахов снова оказал помощь Андрей Кондратьев.
Монастырь был создан на горе Фагор. О происхождении этого названия есть одна интересная версия: в соответствии с ней, на самом деле гора называется Фавор. По легенде, иноки – будущие основатели монастыря пришли сюда в праздник Преображения Господня. Как следует из Священного Писания, Бог явил свою божественную славу ученикам на горе Фавор в окрестностях Назарета. Поэтому монахи и дали горе библейское название, но со временем звук «в» в слове трансформировался в «г».
Первым игуменом новой обители стал Феодосий. Вначале монастырь назывался Миропольским, так как находился рядом с городом Миропольем, ныне входящим в Краснопольский район Сумской области Украины. После освящения церкви обитель стали называть Николаевской.
Горнальский монастырь располагается в местах, богатых мелом, по этой причине продажа извести, вырабатываемой из мела, и стала первым занятием и источником дохода монахов. Благодаря этой деятельности удалось воздвигнуть большую деревянную церковь Преображения Господнего. В историческом очерке «Белогорская Николаевская пустынь и ее святыни», изданном курской епархиальной типографией в 1912 году, содержится такое описание Преображенского храма: «...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность - икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи».
Горнальский монастырь всегда был небольшим, здесь не бывало более 25 монахов, а ко второй четверти XVIII века и это небольшое число послушников стало уменьшаться. К 1733 году постройки монастыря начали ветшать, например обрушилась колокольня деревянного Преображенского храма, из-за чего в главной церкви стало опасно проводить службы. В итоге из остатков колокольни иноки построили небольшую часовню на монастырском кладбище.
В третьей четверти XVIII века на территории монастыря построили новый Преображенский храм, колокольню и стену, окружавшую обитель. В 1777 году на территории монастыря был построен каменный Николаевский храм, а на месте старого деревянного первого храма монастыря возвели трапезную. Это удалось сделать благодаря экономическому благополучию обители, так как, по данным на 1770 год, монастырю принадлежали 80 крестьянских дворов ближайших хуторов, а также деревни Горналь. В собственности также были Суджанская и Миропольская мельницы, фруктовые сады, бахчи, пасека и приносившие наибольший доход известковый и кирпичный заводы. Кроме того, у монастыря был свой скот и места для ловли рыбы. На территории обители проводились ярмарки.
Но в 1785 году монастырь был закрыт, точнее, его преобразовали в приход. От строений монастыря оставили лишь Преображенский храм, а все остальные здания, в том числе и новую Николаевскую церковь, разобрали на кирпичи и продали на аукционе помещику Тимченко. Ярмарку перенесли в одну из слобод Сумского уезда, а наиболее ценные монастырские вещи перенесли в Николаевский Белгородский монастырь.
В конце 1850-х годов суджанский купец Косьма Иванович Купреев принял решение возродить обитель. 24 августа 1863 года монастырь был восстановлен под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма Купреев вместе с сыновьями Фёдором и Владимиром пожертвовали воссозданной обители 13,5 десятины земли, салотопильный завод, пасеку, хозяйство стоимостью 35 тыс. руб., каменные лавки и два дома в Судже.
В 1865 году на территории восстановленного монастыря началось строительство небольшого каменного храма Николая Чудотворца, а в конце XIX века здесь уже был полностью построен монастырский архитектурный ансамбль, включавший в себя Преображенский собор и Покровскую церковь, выстроенные в русско-византийском стиле. По данным на 1905 год, в Белогорском Николаевском монастыре жил 41 монах, 1 послушник и 58 человек на испытании. Примерно в это время на горе Фагор иноки устроили настоящий ботанический сад. Клумбы цвели здесь с апреля по ноябрь, но наслаждаться цветами могли только знатные гости монастыря, для которых здесь были устроены прекрасные резные беседки. Простым селянам вход на гору был запрещен.
Монастырь был закрыт в 1922 году, сначала в его помещениях разместили школу красных командиров, затем колонию для несовершеннолетних, а после окончания ВОВ в уцелевших постройках открыли коррекционную школу-интернат. Здесь воспитывались многие дети, оставшиеся сиротами в тяжелые военные годы. Для воспитанников в детском доме даже организовали духовой оркестр, который участвовал в областных конкурсах.
Во дворе обители располагалось небольшое монастырское кладбище. Уже в советское время кладбище убрали, а двор заасфальтировали. Однажды во время линейки одна из учительниц случайно проломила тонкий слой асфальта. Образовалась яма, конечно, людям стало интересно, что там, под слоем земли на территории древнего монастыря. На этом месте стали копать и добрались до гроба старца. Через стеклянную крышку его тело казалось нетленным, но сразу после вскрытия гроба тело старца истлело буквально за пять минут.
На месте церкви в советское время находился актовый зал интерната. За сценой актового зала обнаружили вход в подземелье. Есть версия, что он располагался в заалтарной части монастырского храма. Лаз был достаточно узким – всего 1 м в высоту. Взрослые испугались заходить в подземелье: лаз мог в любой момент обрушиться. Поэтому вход просто замуровали. Но любознательные дети, конечно, нашли потайной лаз и через него стали сбегать из воспитательного учреждения. Позже выяснилось, что длина подземного тоннеля достигала 2 км, тайный ход вел в лес. Скорее всего, он был проделан кем-то из первых монахов, которые, помня о татарских набегах в Острогожском монастыре, пытались всеми возможными способами обезопасить себя и святыни храма. Чтобы дети больше не сбегали, подземелье с обеих сторон засыпали землей.
В 1995 году территория обители была возвращена РПЦ. К тому моменту от построек XIX века сохранилось лишь три здания, которые были признаны памятниками архитектуры, остальные здания старого монастыря оказались разрушены. С 2001 года монастырь начали восстанавливать, он вновь стал место притяжения паломников, а также любителей истории и красивой природы. Одним из первых здесь появился поклонный крест. Его поставили на фоне 13 сосен, о которых тоже существует легенда. 12 сосен находятся рядом, а 13-я — поодаль от остальных. Считается, что сосны символизируют Иисуса Христа и апостолов. Местные жители говорят, что изменить количество сосен просто невозможно: другие деревья здесь не приживаются.
До 2014 года в монастыре проводился уникальный крестный ход. Его уникальность была в том, что он проходил по территории двух государств – России и Украины. Верующие сопровождали Пряжевскую икону Богородицы в город Мирополье.