Что это за соглашения и каковы последствия, разъясняет глава международной практики "Агоры" Кирилл Коротеев:
— Опубликованное вчера постановление Правительства РФ от 28 июня продолжает выход России из структур Совета Европы. Речь идет о так называемых «частичных соглашениях» — документах, не требовавших ратификации, рамочных соглашений о сотрудничестве, открытых для государств, не входящих в Совет Европы. Договоры, открытые для таких государств, например, Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, пока не затронуты.
Наиболее известным из органов, покинутых Россией на основании этого документа, является Венецианская комиссия «За демократию через право». Она была основана в 1990 году, и публикует экспертные заключения по конституционным реформам, законопроектам и избирательным процедурам в 50 странах, основываясь на документах Совета Европы и общих европейских конституционных традициях. Наиболее известные и даже критические заключения ВК в отношении России принимались по законам об иностранных агентах, по поправкам в закон о КС РФ, позволявшим не исполнять решения ЕСПЧ, и по конституционной реформе (про обнуление сроков и не только).
Выходит Россия и из «Группы Помпиду», которая занимается вопросами соблюдения прав человека в наркополитике. Группа представляет собой площадку для диалога и публикует результаты своих обсуждений, но российские дела по этой тематике были решены Европейским судом без единого упоминания этой межгосударственной платформы.
Остальные соглашения едва ли известны кому-то, кроме бюрократов. Так, кинематографический фонд Eurimage может заявлять, что он продюсировал «Пианистку» Михаэля Ханеке и «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера, но был одним из десятка продюсеров, да и далеко не самым главным. Не изменятся от выхода России из Культурных маршрутов Европы и не станут более доступными ни Путь Святого Иакова (Камино-де-Сантьяго), ни веломаршрут Железного занавеса.