"Нынешнее руководство Карелии позволяет себе совершенно вольно обращаться с празднованием дня республики, который был учрежден в память о вполне конкретном историческом событии", - пишет карельский журналист Валерий Поташов.
В 2022 году Карелия в 22 раз отмечает день республики, свой главный государственный праздник, если, конечно, еще уместно говорить о карельской "государственности". За эти два десятка лет от нее в Карелии почти ничего не осталось, за исключением, пожалуй, внешних атрибутов - герба, флага, гимна, парламента и Конституции, которая полностью скроена по федеральным лекалам. Титульный народ - карелы, ради которого, собственно, и создавалась республика, оказался отстранен в ней от ключевых государственных постов, и даже на предстоящих в сентябре губернаторских выборах едва ли найдется хоть один карельский кандидат.
Напомним, празднование дня республики было установлено в Карелии в 1999 году. Выбирая для этого дату, тогдашние республиканские власти решили увековечить день принятия Всероссийским центральным исполнительным комитетом Декрета об образовании Карельской трудовой коммуны в "заселенных карелами местностях Олонецкой и Архангельской губерний". Именно этот день - 8 июня 1920 года - в России принято считать началом "карельской государственности" и датой рождения нынешней Республики Карелии. Впрочем, у карельских историков эта дата вызывает большие сомнения, а у тех, кто помнит, что Карельской трудовой коммуне предшествовала неудачная попытка обретения карелами своей независимости, тем более.
Сошлемся, в частности, на историка из Петрозаводска Андрея Бутвило, который утверждает, что Декрет об образовании Карельской трудовой коммуны был принят не ВЦИК, а президиумом ВЦИК, и его заседание состоялось не 8-го, а 7-го июня 1920 года. Более того, как отмечает Бутвило, президиум ВЦИК получил право на такие решения от Съезда советов только в конце 1920 года, и это обстоятельство невольно заставляет задуматься о легитимности декрета.
Получается, что все эти 22 года Карелия отмечала не ту дату? Однако нынешние республиканские власти пошли еще дальше и празднование своего главного государственного праздника стали переносить, как им заблагорассудится. В прошлом году его устроили в сентябре, а в этом назначили на конец августа. То есть на два с половиной месяца позже установленного законом дня республики, но зато ближе к дате губернаторских выборов, которые пройдут 11 сентября.
Заметим, что подавляющее большинство праздников – и государственных, и народных, и церковных – привязано к календарным числам либо историческими, либо астрономическими событиями. Какие-то из праздников, как Пасха или День рыбака, могут ежегодно сдвигаться в датах, оставаясь закрепленными за днями недели, какие-то – как Рождество или День Победы – неизменны в календаре, потому что хранят в себе историческую память. Согласитесь, это выглядело бы полным абсурдом, если бы христиане отмечали день рождения Спасителя не 25 декабря (вне зависимости от летоисчисления), а, скажем, на день или два позже, если эта дата не выпала на выходной.
Однако нынешнее руководство Карелии, как видим, позволяет себе совершенно вольно обращаться с празднованием дня республики, который был учрежден в память о вполне конкретном историческом событии, хотя и вызывающем немало споров. Все это свидетельствует о том, что даже главный государственный праздник Карелии превратился в такой же внешний атрибут ее государственности, как и республиканский статус.