С одной стороны, «все дорожает» — это некоторая жизненная константа. Мы привыкли, что все дорожает, это как смена времен года — неизбежный закон бытия. Бензин дорожает всегда. Доллар может расти, может падать — но цены, которые, казалось бы, от доллара зависят, умеют только от него расти, обратно они не откатываются. Ну такая, невидимая рука рыночка, которая всегда одна и почему-то только правая.
Удивительно другое: мирно причитающие люди, у которых подорожало сливочное масло в соседней «Пятерочке», превращаются в фурий, когда дорожать начинают услуги частного бизнеса.
Ну как — бизнеса. Мастеров маникюра. Репетиторов. Ремонтников разного рода — электриков, сантехников. Медицинские услуги. Они становятся козлами отпущения и представителями жадного капитализма, которые наживаются на несчастных потребителях. Хотя, казалось бы, вот уж наживы-то в жизни мастера маникюра, не сегодня завтра третью яхту себе купит. Там, где формула «выше закупочная цена — выше розничная» кажется понятной в супермаркете, в случае с парикмахерами вызывает ярость.
Вы примерно представляете себе, сколько стоит снять помещение в Петербурге? Я не говорю про Невский, даже про Петроградку не говорю — в заднице вселенной, на дыбене ты не снимешь себе кабинетик меньше чем за 50. И то без парадной, а в каком-нибудь задрипанном бизнес-центре. А сколько стоят расходники?
Ладно бьюти-сфера — окей, с горем пополам: мастера от мира бьюти сейчас буквально составляют коллажи «до-после» с ценами на расходники, чтобы избежать народного гнева. Но если не дай боже ты торгуешь чисто информационным товаром: преподаешь, консультируешь, делаешь дизайны, то ты однозначно оказываешься распоследним мудаком.
Может, это потому, что, видя конкретного человека, который сам себе хозяин, — ты видишь кого-то, на кого можно направить скопившийся гнев за все подорожавшие помидоры разом. Может, потому что в России в принципе до сих пор не научились ценить экспертность и принимать тот факт, что опыт, годы обучения и качество скилла тоже стоят каких-то денег. Эти люди как бы изначально получают деньги «ни за что». Ну как психологи — за что, дескать, две тыщи в час, если мы тут чисто по душам поговорили.
А может, потому что просто не разворачивается экономическая цепочка в целом. Ну то есть человек готов со скрипом принять дорожающий расходник, но не готов — дорожающую жизнь. То есть условный репетитор тоже не питается солнечным светом и в его жизни масло и помидоры тоже подорожали.
Дорожать будет все. Если какие-то бизнесы еще пытаются удержать старые цены — это временное и очень опасное для этих самых бизнесов явление. Потому что завтра они не смогут оплатить повышенную аренду и закупить подорожавшие расходники. И умрут. И плохо будет всем. Потому что тогда они не смогут покупать ваши товары и услуги. А вы — потом еще чьи-то. Экономика — штука жестокая.