…а бизнес терпит такие убытки, что скоро может просто отказаться от своих социальных обязательств. С началом известных февральских событий в России растут цены. В первую очередь это касается продуктов питания. Когда дело относится к семейному бюджету, это пока просто неприятно – приходится работать исключительно за еду. А вот кормить детей в системе садов и школ становится неимоверно тяжело.
Дело здесь в том, что изначально цена на порцию является одним из главных параметров документа, подаваемого на конкурсные процедуры
Естественно, что в него закладывается определенное завышение для компенсации инфляции. Да и исполнителям, при всех падениях цены на конкурсных процедурах, заработать что-то необходимо. Однако никто не мог подумать, что за месяц цены увеличатся вдвое! Те предприниматели, которые год назад выиграли соответствующие конкурсы и взяли на себя определенные социальные обязательства, за пару недель из преуспевающих субъектов бизнеса превратились в разоряющихся. И бог бы с ними (когда в нашей стране предприниматель не был дойной коровой?), но теперь здесь появилась еще одна сторона - дети. Которые, согласно Конституции, являются наиболее привилегированным и защищенным классом общества.
Совершенно немудрено, что родители школьников и детсадовцев тут же стали поднимать вопросы в социальных сетях: а как, собственно, подрядчики собираются кормить детей в «новой реальности»? Ввиду того, что областные и городские власти по этому поводу хранили угрюмое молчание, по городу и области поползли слухи.
К примеру, о том, что действующие контракты с поставщиками придется разрывать – и подписывать новые. Делать это в разгар учебного года – дорогое удовольствие. Только формально на проведение конкурсных процедур требуется два месяца. То есть если это произойдет сегодня, школьникам придется поститься до конца учебного года, а в детских садах и вовсе непонятно, когда еда вернется на кухни. В процесс вмешался детский омбудсмен региона Михаил Крупин.
- На охлажденную курицу цена выросла до 20 процентов, на муку — до 15, на гречу — до 30, на сахар — до 20, – объяснял он тем, кто редко посещает магазины. – В связи с этим мы видим риск получения детьми несбалансированного питания, что может привести к нарушению их прав и законных интересов. В целях недопущения нарушений прав несовершеннолетних было принято решение об обращении к высшим должностным лицам Ярославской области.
Примечательно, что с момента выступления главного друга детей ситуация еще изменилась – к примеру, та же капуста стоит сегодня больше ста рублей за килограмм – три недели назад ее цена составляла около пятидесяти рублей.
Естественно, что городские власти не могли просто проигнорировать эту ситуацию и довольно сухо ее прокомментировали:
«Стоимость услуги по школьному питанию в соответствии с Социальным Кодексом ЯО составляет 65 руб. (завтрак или обед) с 01.09.2021 г. Контракты на предоставление услуг по организации питания заключены между школами города и поставщиками услуг. Обязательства по контрактам выполняются в полном объеме».
Чуть более подробным был ответ областных властей. Из него, в частности, можно было понять, что определенные сложности в поставках продуктов все-таки имеют место. Но пока все эти вопросы удается уладить на уровне личного общения.
- В настоящее время работа по организации школьного питания ведется в соответствии с ранее заключенными контрактами. Так, в Ярославле контракт с ООО «Комбинат социального питания» заключен до мая 2023 года. В департаменте образования Ярославской области ведется постоянный мониторинг работы по организации школьного питания. Информация о сбоях в питании школьников отсутствует, а для решения отдельных вопросов мы взаимодействуем с поставщиками напрямую, в индивидуальном порядке. Несмотря на непростую ситуацию с ценами на продукты, прилагаются все усилия, чтобы дети были своевременно и качественно накормлены, - пояснили в областном департаменте образования.
Конечно, заверения о том, что «все под контролем» успокаивают ярославский электорат
Просто дьявол, как всегда, скрывается в деталях. К примеру «…взаимодействия с поставщиками напрямую, в индивидуальном порядке…» никак не позволяют пересмотреть условия контракта и предотвратить разорение тех самых поставщиков, если ситуацию спускать, что называется, на тормозах.
При этом нельзя забывать, что в регионе сформирован антикризисный штаб, возглавляет который ни кто иной, как исполняющий обязанности губернатора Михаил Евраев.
Задача этого учреждения – поддержание экономической и социальной стабильности. А вовсе не попытка заговорить самые насущные вопросы повестки дня той еще, докризисной риторикой. Кстати, первым делом предпринимателям пообещали оказать помощь с закупками и начать выдавать льготные кредиты. Наверное, первыми на это имеют право те бизнесмены, которые обеспечивают питание детей в образовательных учреждениях. И что они сегодня получают вместо тех самых льготных кредитов? «Взаимодействие напрямую»?
В попытках выяснить, имеется ли у областных властей какое-то движение в направлении поддержки предпринимателей, ярославские журналисты вот уже две недели пытаются поговорить с директором ОАО «Социальное питание» Сергеем Ивченко. Именно его предприятие является основным исполнителем муниципальных и региональных контрактов в сфере образования, но Сергей Валерьевич хранит воистину олимпийское молчание. Оно и понятно: сегодня «горизонт планирования» даже на неделю вперед, дрожит и размывается, как в пустыне. Что уж говорить о месяцах или годах? А если ему еще и ничего не обещают по линии поддержки со стороны «антикризисного штаба»… Что тут говорить?
Исходя из этого, нетрудно предположить, по какому пути пойдут поставщики школьного питания
Тем более, что выбор у них крайне невелик. Первый, самый простой – увеличить цены со следующего учебного года. К социальному взрыву это вряд ли приведет, поскольку к сентябрю – на фоне общего изменения стоимости жизни – некоторое подорожание школьного питания будет восприниматься обществом, как легкое недоразумение. Второй путь – предоставление адресной помощи. Это мы тоже, что называется «проходили» в школах. Когда на бесплатное питание могли рассчитывать только дети из малообеспеченных семей. Правда, тут необходимо понимать, сколько семей в регионе к сентябрю смогут претендовать на этот статус. Можно предполагать, что их количество, как минимум, не уменьшится. И третий путь – увеличить стоимость порции до уровня, который обеспечивает возможность кормить ребенка полноценно, но из бюджета оплачивать те же самые, уже определенные 65 рублей. Разницу предложат оплатить, естественно, родителям.
Скорее всего, сейчас ярославские власти выбирают из этих трех (возможно, чуть большего количества) вариантов. Пока явно не выбрали – чем, повторюсь, и объясняется их молчание. Какой из них наиболее гуманен по отношению к детям и их семьям, сказал еще один «эффективный менеджер», словами «оба хуже». Судя по всему, в ближайшее время во многих отраслях (не только в организации детского питания) будет оставаться все меньше «хороших» стратегий и оптимальных вариантов.
Чем раньше это осознает руководство области, тем быстрее должно начать действовать. Целый месяц думать антикризисному штабу — дорогое удовольствие.