Тема, которая не отпускает. Все просто и так сложно. Дети с раннего возраста привыкают, что грязь — это нормально, она везде. Гуляешь на улице с ребёнком - грязь. Приводишь в детский сад - грязь. Даже территорию детского сада никто не думает делать благоустроенной. Зачем? Грязь же не всегда. Только весной и осенью, а когда подсохнет, то просто пыль. Детей даже на улицу иногда не водят, т. к. территория детского сада — сплошное месиво грязи, а иногда дети в эти лужи грязи падают. Мой ребенок тоже падал. Я не жалуюсь и не называю детский сад. Я не понимаю, почему нельзя жить без грязи и делать нормальное благоустройство? В каком звене происходит сбой? Не хотим строить зеленые школы и детские сады, не хотим и не понимаем значимость обучения, общения детей с природой. Не понимаем необходимость создавать зеленые городские пространства, а не бетонные площадки.
«Посмотрите на эту куколку, свисающую с листа». В «детском лесу» парка Самчхон в центре оживленного города Сеула пятилетние дети собрались вокруг гида, чтобы наблюдать за коконами, висящими на кустах. Каждый с увеличительным стеклом в руках, дети свободно исследовали свое окружение, тыкали в слизняка и визжали от восторга, обнаружив паука, висящего на паутине на дереве. На фоне гула городской жизни и строго спланированной классной культуры все больше родителей обращаются к обучению своих детей в «лесах», где они могут свободно бродить по природе. Муниципалитет Сеула был первым местным правительством, создавшим леса для детей в 2011 году. Там, вместо игрушек и книг, природа предоставляет учебные материалы. Взрослые там, только чтобы помочь.
«Мы стремились сломать монотонную культуру обучения детей, попавших в ловушку в классных комнатах, и способствовать творческому развитию детей, позволяя им исследовать природу и самостоятельно общаться друг с другом», - цитирует The Korea Бае Сион, руководителя проекта.
Городские лесные площадки расположены в городских парках и лесных массивах, в настоящее время 41 из них находится в Сеуле. К следующему году планируют создать 400 таких мест и обеспечить более широкий доступ к 7500 городским учебным заведениям для детей. По данным мэрии города, с 2012 по 2016 год образовательные леса посетили более 51 тыс. граждан. В этом году в городе была запущена программа, которая регулярно приглашает классы из 200 местных детских садов посещать парки раз в неделю.
«Было бы хорошо, если бы больше детей получили возможность играть в лесах, и мы поощряем это. Но наша программа направлена на регулярное привлечение одних и тех же детей в леса, чтобы наблюдать за их развитием», - сказал Бае.
Сеул нанимает по крайней мере одного специального инструктора в каждом парке, чтобы вести детей в различных программах, но их роли призваны помогать.
«Ребенку можно многому научиться у природы. Они учатся уважать и сотрудничать с другими людьми в лесах, где они помогают друг другу идти по холмам и когда сталкиваются с небольшими трудностями. Важно, чтобы эти дети были знакомы с природой на этой стадии, когда их характеры и нравственные нормы начинают развиваться», - прокомментировала Ли Кён-а, руководитель центра по уходу в Менгруне в Чонно.
Идея «лесных детских садов» прижилась и в Германии. По словам Хайнца Хафнера из Гейдельбергского университета, дети, окончившие лесные детские сады, или «Вальдкиндергарт», на немецком языке, демонстрируют превосходство в познавательных задачах и контроле своих эмоций. Многие исследователи и эксперты также поддерживают идею о том, что дети, которые в детстве больше общались с природой, показывают высокие результаты в творчестве и физических способностях.