Блокировка Instagram заставляет стряхнуть пыль со странички в «ВК». Бренды, предприниматели, блогеры создают или воскрешают свои резервные каналы коммуникации, отдавая предпочтение бывшему и настоящему проектам Павла Дурова. Пошла реклама того, какие удобные функции есть у «ВК» и как там цветут майские розы, пока загнивающая Meta ходит по тонкому льду одобрения насилия.
И тут я хотела бы напомнить о том, почему сидеть в «ВК» надо очень и очень осторожно.
1. Мать-одиночку из Сыктывкара Елену Родвикову оштрафовали на 350 тыс. руб. по уголовному делу о призывах к экстремизму и терроризму. Родвикову судили за комментарии о деятельности президента и депутатов Госдумы, которые она оставила на просторах соцсети в 2018–2020 годах. Сама она говорила, что просто накипело, вот и выливала свои эмоции в комменты. Не думала, что кто-то прочитает и заведет целое дело.
2. Моя любимая история. Юлия Галямина летом 2020 года через «ВКонтакте» позвала москвичей на «несогласованное публичное массовое мероприятие» на Пушкинской площади. Потом время следствия силовики получили от мобильных операторов данные о том, чьи телефоны подключались к базовым станциям в районе Пушкинской в определенное время. Потом следователи попросили у администрации «ВКонтакте» телефонные номера, почты и IP-адреса пользователей, которые посмотрели те самые публикации Галяминой с анонсом несогласованной акции (вероятно, речь идет о лайках к посту/постам). Чем дело закончилось, не знаю, но ведь если соединить телефоны и найти совпадения, то очень легко, например, можно составить протокол об участии в несогласованном публичном мероприятии. Лайкнул = видел пост, твой телефон подключался к базовой станции в центре во время мероприятия = ты участвовал в незаконной акции.
3. Снова Сыктывкар, общественница Юлия Посевкина. Ее признали организатором несогласованных публичных мероприятий в Москве, Петербурге и родном Сыктывкаре, потому что она репостнула анонсы. Сама Посевкина в дни событий сидела дома со сломанной ногой. Недавно она выходила на сами-понимаете-какую акцию, получила вторую административку и провела пять суток в спецприемнике.
4. Вот сейчас вообще не буду говорить, сколько разнообразных дел полиция и СК возбуждают за посты-репосты-комментарии, причем преимущественно во «ВКонтакте». Тьмы, и тьмы, и тьмы. Экстремизм, терроризм, оскорбления всех мастер, очернение истории, демонстрация нацистской символики… Всего не перечислить и не упомнить. Вспоминается дело о распространении порнографии, по которому на два года закрыли архангельского активиста Андрея Боровикова. Когда-то давно он добавил к себе в видеозаписи клип Rummstein на песню Pussy…
5. Силовики получают данные от администрации «ВКонтакте» по первому требованию. Хватает обычного запроса без всяких решений суда. Скажем спасибо закону об организаторах распространения информации (так называемый «закон о блогерах») — он обязывает собирать и хранить все логи и регистрационные данные пользователей. Ну и серверы «ВКонтакте» расположены, конечно, на родине.
Ссылки не ставлю, потому что если надо, погуглите новости, я в вас верю.