Многие праздники со временем меняют свое смысловое наполнение, и по прошествии многих лет уже и непонятно, почему выбрана та или иная дата. Казалось бы, испокон века 23 февраля в России отмечают «День защитника Отечества». Праздник настолько привычный, что многие даже не ищут объяснения этому дню, а другие скажут, что это дата то ли основания Красной Армии, то ли ее первых военных побед в 1918 году…
История праздника действительно начинается в годы Гражданской войны. Но не так проста как кажется.
В феврале 1918 года в России сложилась очень непростая ситуация. После Октябрьской революции были проведены выборы во Всероссийское учредительное собрание. Большевики получили в нем 25% мест и поэтому разогнали его 6 января – сразу после первого заседания. После этого большевистский Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным объявил, что берет на себя всю полноту власти в России. Большинство других партий и движений оказались в оппозиции к «советской власти», активизировались столкновения частей Красной гвардии (подчинявшихся Военно-революционным комитетам) с ее противниками. Страна начала скатываться в вялотекущую гражданскую войну.
Но не надо забывать, что в мире бушует Мировая война. Германия и ее союзники еще весьма сильны и надеются на победу. На русско-германском фронте в это время действовало перемирие, заключенное на время переговоров о мире, начавшихся еще в декабре. Эти переговоры шли неудачно – советская делегация хотела мира «без аннексий и контрибуций», Тройственный союз же не собирался уступать противнику, армия которого к этому времени уже, по сути, не существовала, и его представители требовали серьёзных территориальных уступок и больших выплат.
Правительству Советской России Отряды было нечего противопоставить Германии Австро-Венгрии и Османской империи. Армия царской России была полностью деморализована, потеряла управление, а солдаты и офицеры массово дезертировали. Отряды Красной гвардии, хоть и успели одержать ряд побед над противниками советской власти, но были недисциплинированны, разрознены и подчинялись разным Военно-революционным комитетам. Поэтому надежды на то, что они смогут успешно противостоять регулярным частям, не было. Большевикам требовалось создать серьезную военную силу, подчиняющуюся непосредственно СНК и способную противостоять как внутренним врагам, так и германской армии.
Этой силой должна была стать Рабоче-крестьянская Красная армия, Декрет о создании которой Совет народных комиссаров Советской России издал 15 (28 по старому стилю) января 1918 года. Формировать ее предполагалось на добровольной основе. Но желающих было немного. Красногвардейцы в ее состав переходить не рвались, новые добровольцы были немногочисленны, и формирование частей шло очень медленно. Когда 18 февраля Германия разорвала перемирие и начала наступление, то ее армия не встретила сколь-нибудь существенного сопротивления ни Красной Армии, ни частей Российской армии (почти полностью к тому времени деморализованной, разложившейся и формально распущенной 11 февраля). Ситуация сложилась катастрофическая – Советская Россия ничего не могла противопоставить стремительно наступавшим войскам Тройственного союза, которые шли по России в темпе блицкрига.
21 февраля принимается, а 22 (или 23) публикуется декрет Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!». Автором декрета был Лев Троцкий, а подписал естественно Ленин. Согласно ему «Все силы и средства страны целиком предоставляются на дело революционной обороны». Меры декретом предписываются очень суровые и, по сути, ликвидировавшие остатки революционных свобод:
- «Всем Советам и революционным организациям вменяется в обязанность защищать каждую позицию до последней капли крови»;
- «всякое ценное имущество, которому грозит опасность попасть в руки врага, должно подвергаться безусловному уничтожению»;
- в трудовые батальоны для рытья окопов «должны быть включены все работоспособные члены буржуазного класса, мужчины и женщины, под надзором красногвардейцев; сопротивляющихся – расстреливать»;
- все издания, противодействующие делу революционной обороны закрываются, «работоспособные редакторы и сотрудники этих изданий мобилизуются для рытья окопов»;
- «Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления».
Проведение расстрелов было возложено на ВЧК, 23 февраля уведомившую население о том, что «контрреволюционеры» будут «беспощадно расстреливаться отрядами комиссии на месте преступления". Впрочем, Отечество это не спасло.
23-го же февраля Германия выдвинула жесткий ультиматум, а ее войска продолжали занимать территории вплоть до начала марта. 3 марта был заключен разгромный Брестский мир, по условиям которого от России отторгалась территория 780 тыс. кв. км (Польша, Литва, Белоруссия, Латвия, Эстония, Финляндия, Украина, Закавказье), на которой проживала треть населения Российской империи и находилась значительная часть промышленности (26% всей железнодорожной сети, 33% текстильной промышленности, выплавлялось 73% железа и стали, добывалось 89% каменного угля и изготовлялось 90% сахара) и больше четверти обрабатываемых земель. Германия и ее союзники заняли затребованные территории, а Россия погрузилась в пучину гражданской войны, именно в ходе которой Красная армия окончательно сформировалась и превратилась в главную (и единственную) боевую силу РСФСР.
То есть 23 февраля 1918 года не произошло ничего достойного празднования. Красная Армия существовала только на бумаге, а немногочисленные эпизоды успешного противостояния германской армии (никак, впрочем, не повлиявшие на итог войны и последовавший мир) связаны с Красной гвардией.
Поэтому когда через год председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский предлагает отпраздновать годовщину Красной Армии, то в качестве даты указывает на 28 января – день издания декрета о создании Красной Армии. В условиях Гражданской войны его обращение доходит с опозданием, и, рассмотрев его 23 января, ВЦИК отказывает в праздновании ввиду того, что уже не успеют подготовить мероприятия.
Однако 24 января Президиум Моссовета постановляет устроить отмечаемый 17 февраля «День красного подарка» (акция, в ходе которой население должно было жертвовать подарки красноармейцам) и совместить его с годовщиной РККА. Но так как 17 февраля выпадало на понедельник, то празднества перенесли на ближайшее воскресенье – 23 февраля. Газета «Правда» так и сообщила:
«Устройство Дня красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января».
В ходе гражданской войны стало совсем не до праздников и в следующий раз о годовщине Красной Армии вспомнили только в 1922 году, когда в качестве даты празднования «Дня Красной Армии» было выбрано 23 февраля. Почему именно этот день точно неизвестно. То ли потому что с этим днем связывали издание декрета «Социалистическое отечество в опасности!», то ли просто потому что 23 праздновали в 1919 году.
В 1923 году 23 февраля праздновали уже 5-летие РККА. Троцкий, занимавший должность народного комиссара по военным и морским делам СССР (аналог министра обороны) объяснял это тем, что «23 февраля 1918 года, под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы», явно указывая на декрет за своим авторством. В журнале «Военная мысль и революция» публикуется утверждение, что 23 февраля была сформирована первая красноармейская часть, принимавшая участие в боях на северо-западном направлении.
В 1926 году в журнале «Военный вестник» публикуется фотокопия декрета об организации Красной Армии от 15 (28) января 1918 года (за подписью Ленина), ложно датированный 23 февраля, вероятно для обоснования даты.
Так или иначе, с этого времени дата закрепляется и празднуется ежегодно. К 23 февраля стали приурочивать торжественные награждения и «День Красной Армии» становится одним из важнейших новых советских праздников.
После высылки и объявления врагом Троцкого, связывать праздник с декретом его авторства естественно перестали, а нового объяснения сразу не нашли. Так в 1933 году К. Е. Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, заявил: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
Но долго так продолжаться не могло. Новое смысловое наполнение этой дате дал сам И. В. Сталин. В статье «К 20-летию РККА и ВМФ. Тезисы для пропагандистов», опубликованной в газете «Известия» 16 февраля 1938, он резюмировал: «Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на революционный Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма стал днём юбилея молодой Красной Армии». Почему Иосиф Виссарионович выбрал это обоснование (как мы знаем, ничего, кроме мелких стычек с участием Красной гвардии, в этот день не происходило) точно не известно, но спорить с ним и предлагать альтернативы по понятным причинам никто не стал.
Но буквально через три года, с началом Великой Отечественной войны эта трактовка зазвучала крайне актуально, была многократно повторена и стала восприниматься как факт, в достоверности которого нельзя сомневаться. А сам праздник в воюющей стране стал едва ли не вторым по значимости.
В 1946 году название «День Красной Армии» меняется на «День Советской армии» (в связи с изменением названия вооруженных сил), а в 1949 уточняется – «День Советской армии и Военно-морского флота».
После войны праздник из профессионального, окончательно превращается в массовый. Связано это с тем, что практически не осталось не служивших мужчин, большинство из которых прошли через войну, а мальчики воспринимались как будущие призывники. Да и сами вооруженные силы, через которые в ходе обязательного призыва проходило почти все мужчины, а штатная численность достигала 1,5–2% от всего населения страны, были одной из «главных» организаций в СССР. При этом власти уже не старались как-то особо обосновывать праздник - он был уже само собой разумеющимся. Только иногда в официальной риторике упоминали "создание Красной Армии" и "первые победы над кайзеровской Германией".
При этом хоть советское общество и было довольно милитаризированным, в быту происходила деполитизация праздника. Постепенно 23 февраля все больше воспринималось как своеобразный противовес «8 марта» (который тоже деполитизировался, превращаясь в день женщин) – день, когда поздравляют мужчин за то, что они мужчины – оставаясь при этом профессиональным праздником всех имеющих отношение к военной службе.
После распада СССР в 1991 году «День Советской армии и Военно-морского флота», по сути, полностью утратил свое смысловое значение – не осталось ни Советов, ни Красной Армии. Но праздник к тому времени стал настолько привычным и традиционным, что отменить его было невозможно. Ну и военнослужащие, конечно, продолжали считать его своим профессиональным праздником. Тем более, что через срочную службу и армию также проходило большинство мужчин.
И в 1993 году он получил новое название «День защитников Отечества». В 2002 году Правительство России идет дальше советского и объявляет 23 февраля нерабочим праздничным днем.
Только в 2006 году из официального описания праздника исключили слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)», заодно изменив название на «День защитника Отечества».
Вот так, по сути, случайная дата стала одним из главных государственных праздников России.