Руслан Егоров уже несколько лет занимается металлообработкой. А часть его бизнеса социально ориентирована: он ремонтирует инвалидные коляски. Дохода от такого направления практически нет – едва в ноль выходит. Но закрыть его и бросить людей, которые и так находятся в сложной ситуации, просто не поднимается рука. Да и принцип у Руслана есть: раз взялся, то веди до конца.
Такая ситуация с ремонтом колясок в нашей стране неудивительна, ведь видов колясок очень много, а толковых специалистов — раз-два и обчелся. Отсюда и повелось менять вышедшие из строя коляски на новые, вместо того чтобы их ремонтировать, даже при самой малейшей неисправности.
За это время мастер-колясочник Руслан Егоров столкнулся с различными видами средств передвижения людей с ограниченными возможностями и с их владельцами. Насмотрелся всякого. И такого, о чем не принято говорить широко. Так, говорит Руслан, некоторые инвалиды, получив от государства новую коляску за несколько сотен тысяч рублей, выставляют ее чуть позже на продажу. Через тот же известный сайт бесплатных объявлений. А потом просят Руслана реанимировать старую коляску.
Но дадим, пожалуй, слово самому Руслану, он сам все и расскажет. Как есть. Как пришел к ремонту колясок и почему до сих пор не бросил им заниматься. Хотя от этой деятельности больше мороки, чем денег.
- Все началось в 2018 году, - говорит Егоров, - когда совершенно случайно я увидел в социальных сетях просто крик души с просьбой отремонтировать коляску и откликнулся на него. У меня техническое образование, работу с механизмами знаю.
Прошло несколько недель после первого ремонта коляски. И я поймал себя на мысли, что мне все чаще стали попадаться на глаза люди в инвалидных колясках. Начал замечать, как тут и там в разных частях города Брянска колясочники штурмуют недоступную для них городскую среду. У всех коляски разные. С ручными моделями – все понятно. Такие мы часто видим в медицинских учреждениях, аэропортах и других общественных местах. Четыре колеса и ручной привод – вот и вся хитрость.
Другое дело – коляски на электротяге. Есть компактные или комнатные, а есть и настоящие вездеходы, которые по проходимости могут посоревноваться даже с квадроциклами. Отдельная история – это «ступенькоходы» и коляски, где вместо колес гусеницы. За четыре года ремонта колясок с какими только моделями мне ни приходилось сталкиваться.
Скажу сразу, ни один человек, которому положена коляска, без нее не останется. Тут Фонд социального страхования отрабатывает как положено. Конечно, получить коляску не просто, особенно ту, которая подходит конкретному человеку с его индивидуальными особенностями. Тут вообще целая эпопея. Поход Фродо из «Властелина колец» – это легкая прогулка.
Например, для человека, у которого работает только голова, есть лишь один вариант – остаться без коляски. Ведь системы управления такой коляской – это сложнейший нейроинтерфейс, который сам по себе является произведением искусства. А стоимость такой коляски будет сопоставима с ценой хорошего спорткара.
Да и сейчас электроколяски стоят немалых денег. В среднем у наших граждан коляски стоимостью от 50 до 800 тыс. руб. За такую сумму можно и подержанную иномарку приобрести. Добавьте еще расходники – аккумуляторы и покрышки. Выходит кругленькая сумма. Но для всех нас возможность передвижения – бесценна. Поэтому люди и берегут их как свои собственные ноги, пусть и механические.
Зачастую, когда выезжаешь к человеку на дом для осмотра и диагностики коляски (технического средства реабилитации – ТСР), можно наблюдать разную картину. У кого-то коляска как новая. Сразу видно, что на ней мало передвигаются. А у других – это боевая подруга с боевыми царапинами и трещинами на пластике. Есть и любители апгрейда, которые ставят грязевую резину, дополнительный свет и даже музыку. Все люди разные и относятся к своим вещам по-разному.
У многих в хозяйстве и не одна коляска. По установленным нормам она служит пять-шесть лет. А когда становится непригодной для использования, то государство выдает новую. Тут с русским человеком ничего не поделать – можно через пять лет обновить ТСР, значит, обязательно нужно получить. А запасная всегда пригодится, мало ли что с основной случиться может-то.
Но бывают и другие сценарии. Получает человек ТСР и сразу выставляет его на продажу. С такими случаями сталкивался тоже, когда формировал для нашей организации подменный фонд на период ремонта и мониторил информацию в интернете. Обычно продают недорогие коляски с ручным приводом. Чаще всего они остаются после умерших родственников. А иногда и сами инвалиды продают их ради денег. Ситуации бывают разные...
И грех за них упрекать инвалидов. В их-то ситуации.