В посте о том, как А. Парфенчиков, игнорируя закон «О статусе депутата Законодательного Собрания в Республике Карелия», не назначает встречу для обсуждения вопроса об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в Карелии, я обещала рассказать, в чем состоит беда-беда с такой поддержкой.
Сначала два примера из жизни СОНКО
Редкий день обходится без сообщений о фактах семейного насилия. Женщинам с детьми порой приходится спасаться бегством, но бежать зачастую некуда. Есть и другие жизненные обстоятельства, при которых женщины с детьми, а порой это совсем юные девчонки из неблагополучных семей, остаются без крыши над головой и средств к существованию. Наличие антикризисного центра очень важно. В Петрозаводске таковым является благотворительный фонд «Мама-Дом», который взял в аренду «убитую» госсобственность в бывшем общежитии на ул. Крылова, 6 и создал с помощью благотворителей хорошие условия для проживания 13 взрослых и 24 детей.
В тяжелый момент жизни они могут найти здесь приют и получить разные виды помощи. Но организацию буквально задушили счетами, помимо аренды, на оплату услуг по содержанию «убитого» и пустующего здания, в котором фонд занимает лишь половину четвертого этажа. А выставленными предписаниями по отсутствию «доступной среды» фактически парализовали работу фонда. При этом аренду надо продолжать платить.
Как тяжело преодолевать житейские проблемы людям с инвалидностью, объяснять не надо. Особенно тяжело решить вопрос с работой. По данным «Карелиястата», среди безработных, зарегистрированных в Карелии на 1 июля 2021 год, 463 чел. – люди с инвалидностью. Причем это те, кто зарегистрирован в службе занятости. Реально таких людей больше. Государство пытается решать проблему через квотирование рабочих мест в организациях/предприятиях и иными способами, но не справляется.
Республиканская общественная организация «Благотворительность. От сердца к сердцу», работающая с инвалидами, планирует создать многофункциональный центр профессиональной поддержки инвалидов. Под эти цели в 2019 году организация получила в аренду помещение, находящееся в госсобственности, – первый этаж бывшего общежития на ул. Станционной. В тот же год был получен грант в размере 239,9 тыс. руб. на создание социальной парикмахерской «Особенная красота», в которой могли бы работать и обслуживаться люди с инвалидностью. Было закуплено оборудование, но развернуть работу не удалось. Грант не предполагал ремонт помещения, а госсобственность передана в аренду в таком неприглядном состоянии, что правильнее его назвать просто убитым. На ремонт нужны большие средства, республиканская власть умывает руки, ссылаясь на то, что не может вложить бюджетные средства в арендуемое помещение. Благотворители готовы помочь в решении разных вопросов, но вкладываться в госсобственность считают рискованным, понимая, что ее могут в любой момент у фонда забрать. С их помощью удалось заменить пол и окна, но требуется еще много вложений. В результате больше двух лет простаивают помещение, оборудование и люди, которые могли бы одни работать, а другие получать услуги в приспособленных условиях. При этом за аренду такого помещения нужно платить.
Руководители этих СОНКО замучились обивать пороги. И не только этих. В декабре 2020 года руководители семи СОНКО направили коллективное обращение к главе РК А. Парфенчикову по поводу решения вопроса о предоставлении помещений для СОНКО на безвозмездной основе, но, как они мне сообщили, ответа не получили до сих пор.
Проблема не безвыходная
Нужна только воля к тому, чтобы выстроить и осуществлять современную, открытую, дружественную по отношению к СОНКО политику их поддержки со стороны органов госвласти на уровне республики, так как эти организации берутся за решение тех задач, с которыми государство само не справляется.
Есть и рекомендации в федеральных законах и подзаконных актах, о том, как это делать. Это создание открытого реестра гос. и муниципального имущества для предоставления СОНКО, запрет на его продажу, закрепление этого имущества до передачи за гос. или муниципальным учреждением-оператором по поддержке СОНКО. Именно оно и обеспечивает надлежащее состояние этого имущества, в таком состоянии и передает его. Ничего этого нет в Карелии, и в результате горе мыкают многие организации в поисках помещений, в поисках средств на оплату аренды или средств, за счет которых можно было бы привести государственные помещения в состояние, соответствующее санитарным и противопожарным требованиям.
Для того чтобы решить уже наконец эту проблему, я:
- направляла запрос Главе РК А. Парфенчикову о причинах, по которым правительством РК не реализовано право по утверждению перечня государственного имущества РК, свободного от права третьих лиц, для предоставления СО НКО и созданию оператора. Ответ не порадовал пониманием проблемы и конкретикой;
- побывала на приеме у двух министров с руководителем фонда «От сердца к сердцу»;
- несколько раз вносила поправки в бюджет о выделении средств на ремонт для этой организации, каждый раз объясняя с трибуны парламента про то безобразие, которое творится в этом вопросе;
- провела совещание в октябре 2021 года в ЗС РК с руководителями министерств, имеющими отношение к проблеме, на котором договорились о первых шагах;
- так как эти шаги были просто черепашьи, месяц назад я заявилась на прием к А. Парфенчикову с пакетом предложений, тем более что на 21.02 запланировано заседание правительства РК, в повестке которого в кои-то веки и явно неслучайно стоит вопрос «О государственной поддержке деятельности СОНКО на территории РК по итогам 2021 года и планах на 2022 год». И вот более месяца жду назначения встречи, вопреки требованиям закона о первоочередном приеме депутата;
- 8 февраля приняла с руководителями двух упомянутых СОНКО участие в совещании, которое А. Парфенчиков поручил провести вице-премьеру Л. Подсадник и четырем министрам в преддверии, надеюсь, нашей встречи.
На совещании я в очередной раз убедилась, что чиновники в СОНКО видят нахлебников и попрошаек, а не партнеров в решении тех государственных задач, на которые у самого государства не хватает сил или желания. Им предлагают заявляться на конкурсы грантов главы РК с включением в заявки расходов на ремонт вышеуказанных помещений. При этом представители власти даже не смущаются таким заявляемым парадоксом - государство предлагает общественной организации отремонтировать государственную собственность за счет гранта на поддержку деятельности общественной организации, т. е. ее уставных задач, в числе которых вряд ли значатся ремонты государственных помещений. Или еще интереснее – предлагают войти в качестве структурного подразделения в госучреждения, что фактически означает ликвидацию НКО. Пришлось напомнить, что государство ставит задачу диверсификации рынка социальных услуг и создания условий, чтобы их оказывали не только госучреждения, но и СОНКО, бизнес, ИП, самозанятые.
Занимаясь этой проблемой, я поразилась еще и тому безобразному состоянию, в котором находится республиканское госимущество, в частности два пятиэтажных здания бывших общежитий, в которых арендуют помещения два выше названных фонда. Разруха и запустение царят в буквально разгромленных помещениях, на содержание (отопление, охрана и пр.) которых тратятся бюджетные средства. А ведь это актив, который мог бы приносить доход - денежный или социальный, в виде решения важных социальных задач. Считаю, что это недопустимая бесхозяйственность, притом что за счет бюджета содержится еще и Фонд госимущества, задачей которого является надлежащее содержание и использование гос. активов.
Но! Лед тронулся
Буквально через день после нашего совещания 08.02 с вице-премьером и министрами правительством был внесен в парламент республики законопроект о внесении изменений в закон РК «Об управлении и распоряжении госимуществом РК», в соответствии с которыми государственное имущество РК может быть предоставлено СОНКО в безвозмездное пользование. Профильный комитет парламента уже поддержал данный законопроект. 17 февраля он будет рассмотрен на заседании ЗС.
Современную и эффективную систему поддержки СОНКО в республике обязательно выстроим! Что для этого нужно сделать, напишу отдельно. С предложениями о том, как это сделать, и иду на встречу к главе РК, чему он отчаянно сопротивляется.