В Карелии 162 вакансии учителей, как сообщила вчера на заседании профильного комитета в парламенте Карелии первый заместитель министра образования и спорта РК Ж. Петрова. 103 из них в школах районов республики и 59 в Петрозаводске. И это только видимая часть проблемы, а есть еще скрытая часть дефицита, реальные масштабы которого неизвестны или сознательно скрываются. Эта часть дефицитного айсберга прикрыта учителями, работающими на полторы и две ставки. Не во всех случаях педагоги это делают с целью дополнительного заработка, зачастую им приходится соглашаться на большую нагрузку по просьбе или даже требованию администрации для того, чтобы закрыть кадровую брешь.
Низкая заработная плата педагогов один из главных факторов, влияющих на количество вакансий. Минпросвещения РФ представило вчера в Совете Федерации данные о том, что более 75% российских учителей получают оклад ниже уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). К сведению, МРОТ в 2021 году составлял 12,8 тыс. руб. Конечно, к окладу добавляются некоторые надбавки и доплаты (за категорию, проверку тетрадей, доп. обязанности), стимулирующие выплаты за достигнутые результаты, районные и кадровые надбавки в северных территориях. Но и вместе с ними получается непрожиточно малая величина, из-за чего учителя берут дополнительную нагрузку. В Карелии ежегодно средняя по республике нагрузка учителя составляет 1,3–1,4 ставки. И только такой ценой, будучи рассчитанной не на ставку, а на физическое лицо, средняя зарплата учителей с трудом дотягивается до средней зарплаты по региону, как того требуют майские указ» президента. Не стесняются чиновничьи методички по расчету средней зарплаты предписывать включать в него и доходы от платных услуг, если их школа оказывает.
Думаю, легко догадаться, почему дефицит учителей выгоден региональным чиновникам. Он позволяет экономить существенные суммы на оплату труда педагогов – порядка 30–40%. Если бы учитель работал на ставку, то для достижения предписанных указами значений оплату труда пришлось бы существенно повышать и расходы на образование увеличивать. Если в небольшой школе учитель по предмету один или нагрузка у всех уже запредельная, тогда вакансия окажется в видимой части айсберга.
В Минпросвещения РФ заявили о том, что занимаются разработкой проекта новой системы оплаты труда педагогов и намерены изменить ситуацию с низкими окладами учителей. Но этих намерений за последние 30 лет не перечесть, а воз и ныне там.
Министерство обещает, что новая система «привяжет» уровень оплаты труда педагогов к квалификационному уровню. Он и сейчас «привязан». Вопрос в том, сколько государство готово добавить учителю за его высокую квалификацию: 1%, 10%, 25%. Вот как раз сейчас пришлось заниматься конфликтом в одной из школ республики, в которой доплату за высшую категорию учителям с 20% снизили до 10% от оклада. Учителя недовольны директором, а за директором казенной школы стоит учредитель/администрация района, который держит в руках все финансовые рычаги упавшей сверху субвенции и предписывает ему определенное финансовое поведение. В тени в сторонке стоит государство с никем не обоснованными нормативами финансирования, изощренными до извращенности методиками расчета средней зарплаты, эффективными контрактами и прочими бюрократическими инструментами. Стоит посмеиваясь и радуясь, что столкнуло всех лбами и отвело удар от себя. Ну и время от времени объявляет о намерениях, которых еще 30 лет ждать. Вот так цинично демонстрируется истинное отношение к учителю.
Система оплаты труда всех педагогов требует незамедлительного реформирования. Неоднократно со всех трибун заявляла главные условия, которые необходимо соблюсти при решении вопроса об оплате учителей на его начальном этапе:
- базовый оклад в размере не менее двух МРОТ,
- расчет средней зарплаты делать на одну ставку, а не на физическое лицо,
- в средней зарплате не учитывать платные услуги, оказываемые школой,
- не допускать интенсификацию труда педагогов за счет переполненных классов.
На фото расчетный листок учителя с высшей категорией и стажем более 20 лет. Публикую с разрешения учителя, приславшего мне его.